evgechesnokov

Categories:

Рязанский проспект и ВНИИМЕТМАШ

8 октября 2018 года

Фотопроект «Город на память». 401. Рязанский проспект и ВНИИМЕТМАШ

Рязанский проспект - это семикилометровая радиальная магистраль, начинающаяся от пересечения с Московской Окружной железной дорогой (станция МЦК «Нижегородская») и ведущая в сторону МКАД. В XVII—XVIII веках в окрестностях дороги на Рязань селились крестьяне и названия старинных деревень нашли отражение в современной топонимике: Карачарово, Плющево, Вязовка, Выхино. Живописные места облюбовали для своих загородных усадеб знатные горожане - Шереметевы, Голицыны, Разумовские, но дачную идиллию разрушила индустриализация, расставившая вдоль Рязанки кирпичные заводские корпуса и заселив пролетариями рабочие посёлки.

Красивые примечательные места из туристических путеводителей - Кузьминки, Кусково - остались чуть в стороне, а этот сюжет посвящён архитектуре рабочей окраины и нынешнему редевелопменту промышленных зон. На картах разных лет магистраль называлась Бронницкое шоссе, Нижегородское шоссе, Рязанское шоссе, улица Карачарово.

Карачарово. Последствия урагана. 1904 год: https://pastvu.com/p/5703 Патриархальные деревушки в советские годы снова были сметены ураганом, нашествием индустриализации.

Развитию промышленности поспособствовало открытие МОЖД - индустриального железнодорожного кольца, которое нашим современникам знакомо как Московское центральное кольцо (МЦК). Вестибюль станции «Нижегородская» оформлен неприхотливо, но на сегодняшний день (пока здесь не построено метро) это важная и востребованная станция.

С платформы открывается вид масштабного строительства.

Начало Рязанского проспекта - это просто праздник для строительных компаний, причём подряды есть на любой профиль: возведение жилых комплексов и торговых центров, прокладка новой линии метро, строительство железнодорожной платформы и автомобильных эстакад.

Железнодорожная платформа Карачарово переносится ближе к МЦК и станет частью транспортного узла - железная дорога, МЦК, метрополитен, наземный транспорт.

В 1774 году в селе Карачарове вместо Трёхсвятительского и Знаменского деревянных шатровых храмов на средства прихожан был возведен храм Троицы Живоначальной. В 1930-е годы богослужения в храме запретили, а здания перестроили под нужды Экспериментально-механического завода швейной промышленности и скульптурной мастерской. 

Троицкая церковь. 1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/405206

Карачаровский механический завод специализируется на изготовлении лифтов, башенных кранов, телескопических вышек, подъёмников различного назначения. В 1948 году было принято решение о создании в подмосковном селе Карачарове мастерских, поставляющих металлоконструкции для строящегося высотного здания МГУ, под что на окраине села выделили обширную территорию. Первые лифты Московского Университета и шпиль со звездой на Главном здании МГУ созданы именно в этих мастерских, в 1950 году получивших название «Карачаровский механический завод».

Карачаровский механический завод. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/658544

Карачаровский механический завод. 1963-1970 гг.: https://pastvu.com/p/658543

Металлоконструкции из стали и алюминия, изготовленные на заводе, использовались при строительстве и отделке таких уникальных зданий, как Кремлёвский дворец съездов, Останкинский телецентр, цирк на проспекте Вернадского, кинотеатры «Пушкинский», «Октябрь», «Мир», Третьяковская галерея, мемориал на Поклонной горе.

В 1957 году на заводе началось серийное изготовление лифтов, ставших основной продукцией в заводском ассортименте. В номенклатуре предприятия насчитывается более 70 моделей лифтов различной грузоподъемности (от 100 до 5000 кг), скорости и модификации. При этом предлагается не только широкий спектр моделей лифтов, но и полный комплекс услуг, связанных с сервисом — от проектирования и изготовления оборудования до его монтажа и технического обслуживания.

В наши дни производственная территория КМЗ существенно сократилась и на освободившихся площадях ведётся жилищное строительство.

Торговый комплекс «Город Рязанский проспект» (2006) размещается в реконструированном производственном здании КМЗ, построенном в 1965 году.

Административное здание (1947) на Газгольдерной улице, на задворках торгового центра.

Рязанский проспект, владение 2 - жилой квартал Sreda на бывшей территории КМЗ (жильё комфорт-класса, коммерческая недвижимость, паркинг, школа, детский сад)

Рязанский проспект, 2 строение 24 - Дом пионеров (1976). К нему примыкает Инженерный корпус Карачаровского механического завода (1968).

Рязанский проспект, 2 строение 25 - цех № 12 Карачаровского механического завода (1979), офис продаж жилого комплекса SREDA

Рязанский проспект, 2 строение 27 - заводская постройка (1970), автосалон

Рязанский проспект, 9 - профессионально-техническое училище № 157 (1973), сейчас Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Рязанский проспект, 11 - стоматологическая поликлиника (1989)

Рязанский проспект, 4Ас2 — склады плодоовощной базы (1976)

За эстакадой по чётной стороне Рязанского проспекта продолжается промышленная зона. В 1929 году здесь открылся завод, изготавливавший фитинги - соединительные детали трубопроводов. В годы Великой Отечественной войны вместо мирной продукции в его цехах был освоен выпуск корпусов для реактивных снарядов «Катюши», миномётных мин и ручных гранат. С 1943 года здесь ремонтировали танки Т-34, а с 1944-го производили корпуса авиационных бомб.

В мирное время производство по-прежнему работало на оборону и безопасность государства уже под названием Государственный союзный завод № 48, его сотрудники выполняли правительственные задания по атомному проекту. Широкий спектр продукции был востребован в авиастроении, металлургии, энергетике, радиотехнической и микроэлектронной промышленности. Предприятие получило новое название Машиностроительный завод «Молния».

В советские годы работать на «Молнии» было престижно - по зарплате и соцобеспечению завод был одним из лучших в Москве, для его сотрудников построены жилые дома, Дом культуры имени 40-летия Октября, стадион «Комета», детские сады, подмосковные санатории. Но были и минусы секретного предприятия - пропускной режим, вредное производство. По слухам, радиоактивная составляющая производства занимала небольшой подземный цех «Кораблик», уже вывезенный с территории. Часть корпусов «Молнии» снесена и вместе с соседним участком предприятия по фасовке поваренной соли «Моссоль» идёт под застройку жилыми зданиями.

В 1934 году на участке между селом Карачарово и деревней Вязовка были возведены корпуса цехов Карачаровского металлокомбината, с 1945 года Перовского машиностроительного завода, ориентированного на удовлетворение нужд коммунального хозяйства. Он производил калориферы, водонагревные котлы, водоразборные колонки, трубонарезные станки и другое оборудование. После войны основной продукцией завода стало подъёмно-транспортное оборудование (редукторы, лебедки, канатные дороги, эскалаторы метро).

В 1959 году на его базе организован опытный завод ВНИИМЕТМАШ (Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения имени академика А.И.Целикова) - предприятие, занимающееся разработкой и созданием металлургического оборудования. Продукция института нашла применение во многих отраслях промышленности, среди которых оборонная, авиационная, ракетно-космическая, энергетическая, нефтегазовая, автомобилестроительная. Разработки специалистов ВНИИМЕТМАШ востребованы во многих странах мира, в том числе и с высокоразвитой экономикой, таких как Япония.

Александр Целиков (1904—1984) — советский учёный-металлург, конструктор прокатных станов и других агрегатов. Его прокатные станы и сейчас работают практически в каждом горячем цехе российских металлургических предприятий.

Славен завод героическими подвигами своих рабочих. Лётчик-истребитель Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов, работавший с 1937 по 1940 год на заводе электромонтёром, во время Великой Отечественной войны совершил три тарана вражеских самолетов, из них два – в одном бою и один на горящем самолете. На его счету четыре сбитых лично фашистских самолета и 16 – в группе. Именем Хлобыстова названа одна из московских улиц.

Производство чего-либо начинается с разработки в конструкторском бюро. Инженеры-конструкторы занимаются проектированием деталей, сборочных единиц, узлов и всего агрегата. Сначала появляется эскизный проект, затем технический рабочий проект и на выходе - техническая документация, которая передаётся на завод для последующего изготовления, сборки, наладки изделия. Документация попадает к технологам, которые составляют маршрутную карту, в которой последовательно перечислены все операции изготовления детали - токарная, фрезерная, шлифовальная. Обязательно происходит сопровождение проекта - инженеры идут в цеха, наблюдают процесс, при необходимости вносят изменения. 

В цехах установлены строгальный, фрезерный, шлифовальный станки для обработки крупных деталей и другие металлообрабатывающие станки. Стропальщики перемещают изделия на рабочие места при помощи кранов, которые бывают мостовые, портальные, козловые, консольные. Наиболее манёвренны и широко применимы кран-балки.

В электрических печах цеха термообработки изделие закаливают, нагревают до 650 градусов для придания эластичности, снятия остаточного напряжения металла.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.