evgechesnokov

Category:

Сталинки на «Войковской»

29 августа 2018 года

Фотопроект «Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны. Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.

Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.

После запуска движения электропоездов по Московскому центральному кольцу (бывшей Московской Окружной железной дороге) было принято решение создать пересадочный узел с переносом платформы Ленинградская ближе к станции МЦК Стрешнево. Новая платформа будет оборудована терминалом для комфортной пересадки на МЦК.

Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы. Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным - трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам. Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.

Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год: https://pastvu.com/p/45194 На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. 

Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов. 

Послевоенная застройка 1-го Войковского проезда:

1-й Войковский проезд, 6к1 (1950)

1-й Войковский проезд, 6к2 (1949)

1-й Войковский проезд, 10 (1951)

1-й Войковский проезд, 12 (1951)

1-й Войковский проезд, 14 (1951)

1-й Войковский проезд, 16к2 (1950)

1-й Войковский проезд, 16к3 (1949)

1-й Войковский проезд, 16к1 - семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)

5-й Войковский проезд, 2 - четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)

5-й Войковский проезд, 6 - четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)

Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/447178 Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.

В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.

100-е отделение милиции. 1946 год: https://pastvu.com/p/84856

3-я Радиаторская улица, 15 - бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)

3-я Радиаторская улица, 17 - жилой дом

Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)

Насосная станция

Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка - в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.

Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова. Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода». В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.

Завод имени Войкова. 1990 год: https://pastvu.com/p/437707

По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».

Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год: https://pastvu.com/p/413568

Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» - «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова». Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете. Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.

В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем. В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости. Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов - Дом пионеров Ленинградского района.

Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)

«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.

Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 - жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.

Ленинградское шоссе, 15 - жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)

Ленинградское шоссе, 17 - жилой дом (1940)

Ленинградское шоссе, 19 - жилой дом (1940)

Ленинградское шоссе, 21 - жилой дом (1940)

Главное украшение района - мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году. Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов - защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».

Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю. 

Строительство жилого массива. 1953 год: https://pastvu.com/p/288417

1-й Новоподмосковный переулок, 2 - жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.

Улица Космонавта Волкова, 3 - жилой дом (1954)

Улица Космонавта Волкова, 5к1 - жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.

Ленинградское шоссе, 8к2 - жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.

Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год: https://pastvu.com/p/439823

Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год: https://pastvu.com/p/18358

1-й Новоподмосковный переулок, 4 - жилой дом (1954)


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.