evgechesnokov

Category:

От «Сокола» до моста Победы

16 августа 2018 года

Фотопроект «Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы

Ленинградский проспект возле метро «Сокол» завершается развилкой - прямо идёт Волоколамское шоссе, чуть правее сворачивает Ленинградское шоссе. Эта магистраль, связавшая две столицы, прежде называлась Петербургским (Петроградским) шоссе, а нынешнее название получила в 1924 году. Гораздо раньше, ещё до основания Петербурга, здесь пролегала большая торговая дорога из Москвы в Тверь.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») - «Сокол», причём в то время для входа и выхода пассажиров был предусмотрен лишь один вестибюль - восточный, а западный построят спустя одиннадцать лет. Спроектировали станцию и восточный вестибюль архитекторы братья Константин и Юрий Яковлевы. 

«Сокол». 1941 год: https://pastvu.com/p/94100

В 2016 году восточный вестибюль был отреставрирован с восстановлением некоторых утраченных элементов оформления. 

Вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. Его фасад облицован подмосковным известняком, а на площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол».

За станцией от главных путей ответвляются соединительные линии в электродепо «Сокол», открывшееся в том же 1938 году и обслуживающее Замоскворецкую линию.

Актёр и режиссёр Юрий Соломин осматривает тематический поезд, посвящённый истории Малого театра.

Фигуристка Ирина Роднина и гимнастка Светлана Хоркина на торжественном запуске тематического поезда «ЦСКА»

Вагоноремонтное предприятие на территории депо

Ленинградский проспект. Тоннель на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. 1961 год: https://pastvu.com/p/204264  Указанное в подписи к фотоснимку название - площадь Развилки - никогда не было официальным, хотя и употреблялось местными жителями.

Под Ленинградским проспектом прокопан поперечный Алабяно-Балтийский тоннель. В оригинальном здании на разворотном трамвайном кольце разместился Диспетчерский пункт наблюдения за дорожными развязками, сотрудники мониторят ситуацию в тоннелях, на эстакадах и готовы устранить аварию или отбуксировать заглохший на дороге автомобиль.

На Ленинградке жилые кварталы чередуются с крупными научными центрами, среди которых институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука (основан в 1930 году для проектирования гидроэнергетических и водохозяйственных сооружений - электростанций, плотин, шлюзов), авиастроительная компания «МиГ» (конструкторское бюро создано в 1939 году, у его истоков стояли Артём Микоян и Михаил Гуревич), концерн «Алмаз-Антей» (основан в 1947 году как предприятие п/я 1323, специализирующееся на разработке средств противовоздушной обороны).

Ленинградский проспект. 1965 год: https://pastvu.com/p/47850  Строится 26-этажное здание института «Гидропроект».

Институт «Гидропроект» в дни государственных праздников украшал гигантский портрет Ленина. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/78374 В наши дни фасад здания, построенного в 1967 году, используется в качестве рекламного носителя.

Ленинградский проспект, 80 - замечательные образцы помпезной сталинской архитектуры с лепными украшениями на фасадах (1949-1953)

Фасад 1953 года скрывал большой производственный цех, который уже давно выведен из эксплуатации, надстроен и превращён в концертный клуб Stadium Live (новое название Adrenalin Stadium). 

Ещё несколько бывших институтских корпусов занимают университет «Синергия» и бизнес-центр «ИТКОЛ-Сокол». Эти здания были построены в 1932 и 1950 годах.

Ленинградское шоссе, 4 - бывший 1-й троллейбусный парк (ныне - площадка «Ленинградская» филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс»). Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года в северо-западной части города. К запуску движения на Ленинградке был построен гараж всего на четыре машины, но уже в 1935 году открылся большой троллейбусный парк. Поначалу на линиях эксплуатировались троллейбусы ЛК (Лазарь Каганович), в 1936 году с Ярославского завода прибыл первый ЯТБ-1, а вскоре в порядке эксперимента появилась дюжина двухэтажных троллейбусов. В разные годы количество обслуживаемых троллейбусов было разным и в середине семидесятых достигало почти 400 машин, которые не помещались на площадке и выстраивались на ночь на соседних улицах.

Троллейбус ЛК на маршруте возле Белорусского вокзала. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/111711

Троллейбус ЯТБ-1, восстановленный петербургскими транспортниками, несколько дней поездил по Москве и вернулся в город на Неве. Увы, в столице своих самых первых троллейбусов не сохранилось. 

Ленинградское шоссе, 6 - проходная «ОКБ имени А.И.Микояна»

На противоположной стороне Ленинградского шоссе раскинулся комплекс зданий Московского авиационного института, созданного в 1930 году и поначалу состоявшего из двух факультетов - самолётостроительного и моторного. Первые учебные корпуса на Ленинградке построили в 1933 году, вскоре вузу присвоили имя народного комиссара промышленности Серго Орджоникидзе. Современный МАИ является не только ведущим вузом страны в сфере авиации и ракетостроения, но и крупным исследовательским центром.

1-й путепровод Ленинградского шоссе со скульптурной композицией «Триумф Победы». 1947 год: https://pastvu.com/p/35409

Строительство путепровода началось ещё во время Великой Отечественной войны по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и скульптора Николая Томского. Осенью 1941 года на этом направлении шли жестокие бои, на подступах к столице сооружался оборонительный рубеж, но спустя два года был достигнут решающий перелом в ходе войны и в Москве возобновилось мирное строительство. Открывшийся в 1943 году новый путепровод вскоре получит название Мост Победы, а его оформление будет посвящено подвигу воинов, оборонявших Москву и Ленинград. Вероятно, это первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Мост Победы. 1944-1949 гг.: https://pastvu.com/p/1206

«Триумф Победы» и «Слава русскому оружию» - так назвали скульптурные композиции, украсившие мост. Прошло не так много времени и оформление моста подверглось реконструкции по идеологическим мотивам. Ростральные колонны были избавлены от украшений из знамён и венков, цитаты Иосифа Сталина заменены на схожие по смыслу высказывания да и сама фигура генералиссимуса исчезла с медальона. В 1960-1961 годах мост был фактически отстроен заново, его пропускная способность увеличилась в два раза - проезжая часть расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Реконструкцию произвели архитектор Константин Яковлев и инженер И.Аршавский. 

Железнодорожная платформа Ленинградская. 1979 год: https://pastvu.com/p/46492 Спешащие на лекции студенты МАИ частенько пренебрегали требованиями безопасности «Не прыгай с платформы!», «Не переходи пути перед идущим поездом!»

Ещё в 1898 году над железной дорогой появился путепровод, который был заново отстроен в 1961 году - он сейчас используется для движения трамваев, велосипедистов и пешеходов.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.