evgechesnokov

Category:

Проспект Будённого

14 августа 2018 года

Фотопроект «Город на память». 391. Проспект Будённого

Проспект Будённого был назван в честь маршала Семёна Будённого в 1974 году вскоре после смерти прославленного кавалериста и военачальника. До революции это был Слободской проезд, а с 1922 года - Мейеровский проезд, так как в этих местах находилось садоводство советского ботаника, профессора МГУ Константина Мейера. Здесь можно встретить примечательные образцы сталинской жилой застройки и даже чудом сохранившихся гипсовых физкультурников на стадионе «Крылья Советов».

Семён Михайлович Будённый был призван на военную службу в 1903 году и в составе Донского казачьего полка участвовал в Русско-японской войне. Как лучший наездник полка отправлен в Петербург для обучения в Офицерской кавалерийской школе, а с началом Первой Мировой войны сражался на германском, австрийском и кавказском фронтах, за храбрость награждён «полным георгиевским бантом» — Георгиевскими крестами четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней.

Китель маршала Будённого образца 1940 года в экспозиции Музея Вооружённых Сил

В 1918 году Будённый создал революционный конный отряд, предтечу Первой Конной армии, разгромившей войска Деникина и Врангеля. После Гражданской войны он руководил конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей - будённовскую и терскую. Занимая ведущие посты в наркомате обороны СССР, маршал Семён Будённый лоббировал роль кавалерии на поле боя, хотя потенциальный противник - Германия - готовился к танковой, моторизованной войне. Но надо отдать должное Будённому - он выступал за техническое перевооружение армии и даже в рамках изучения новых методов борьбы с противником ещё в 1931 году совершил свой первый прыжок с парашютом.

В годы Великой Отечественной войны он входил в состав Ставки верховного главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал армиями и фронтами, а в послевоенные годы занялся любимым делом - коневодством, Будённый не раз избирался депутатом в Верховный Совет СССР. Современники отмечали его своеобразный характер, способность быстро схватывать обстановку и принимать рациональные решения.

Храм Воскресения Христова на Семёновском кладбище был построен в 1855 году на средства купца М.Мушникова. В первые годы советской власти храм был закрыт, в неоднократно перестроенном здании располагалась кладбищенская контора, а затем ремонтно-механический комбинат.

В 1936-1937 годах ликвидирован военный некрополь в южной части кладбища, в ходе расширения территории завода «Салют» снесены надгробия центральной части кладбища. В 1966 году на месте могил в северной части разбили сквер с парикмахерским салоном, общественным туалетом и закусочной, которую циничные местные жители прозвали «На черепке». Долгое время в кустарнике лежали остатки надгробий с надписями, а вандалы норовили покопаться в земле в поисках антикварных раритетов.

Перестроенное здание храма. 1986 год: https://pastvu.com/p/202505

В наши дни храм возвращён Церкви. Освящение совершил патриарх Кирилл, сказавший: «Храм был построен здесь, на Семёновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущёвских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: а за что нам всё то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление — уничтожение гробниц наших предков?»

Семёновский парк на месте кладбища

Усадьба Гусаревых построена, возможно, ещё до войны с Наполеоном. Купцы-старообрядцы Гусаревы владели несколькими кирпичными заводами, которые производили ежегодно до 5 000 000 кирпичей, один из заводов находился сразу за усадьбой. Наибольших коммерческих успехов достиг Алексей Гусарев, инженер-технолог, член Московского архитектурного общества, участник Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. После революции деревянный особняк использовался в качестве склада, а затем был передан НИИ проблем высшей школы (НИИВШ). 

На мемориальной табличке допущена опечатка - Гусаровы вместо Гусаревы.

Измайловское шоссе, 6 - жилой дом (1980). Вероятно, на первом этаже располагался Дом моделей или магазин тканей.

С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Те, кто идеализирует империю, разрушенную большевиками, может ознакомиться с итогами переписи 1920 года: на территории России только 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше умел читать. В СССР предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования декларировалось Конституцией, а расходы на просвещение к началу тридцатых годов составляли 13,37% от бюджета государства.  

В издании «Генеральный план реконструкции г. Москвы. 1936 г.» говорилось: «Школьный фонд города, состоящий к началу 1935 г. из 375 школ, из которых 79 размещены в деревянных зданиях, совершенно недостаточен по своим размерам и в значительной части не отвечает своему назначению. За десятилетие число учащихся в школах ориентировочно увеличится до 700 тыс. Чтобы разместить их в школах и обеспечить нормальные условия для занятий, необходимо за 10 лет построить 530 школ».

Мейеровский проезд. Новая школа типового проектирования. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/267285

Сейчас учащихся стало гораздо больше, старое здание школы (архитектор Д.Фридман, 1935) перестало отвечать возросшим требованиям и было снесено, на его месте открылся современный центр образования.

Между путями железной дороги и Мейеровским проездом раскинулся индустриальный гигант «Салют», созданный в 1912 году для производства авиадвигателей «Гном», которые устанавливали на аэропланы «Ньюпорт» и «Фарман». В 1917 году на этой же площадке заработал ещё один французский завод «Сальмсон», поставивший более 400 моторов для военного ведомства России.

Завод «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67854

Проспект Будённого, 16к60 - одно из старинных индустриальных зданий, сейчас мини-отель.

Советская власть национализировала оба предприятия, создав на их базе завод «Мотор № 4 имени М.В.Фрунзе», со временем занявший лидирующие позиции в отрасли. На карте 1925 года значительную часть территории занимали Семёновское и Военное кладбища - строительство новых заводских корпусов развернулось на их месте.

Созданные на предприятии двигатели устанавливали на самолёты АНТ-25, ТБ-3, истребители И-15, И-16, И-153, торпедные катера. В годы Великой Отечественной войны завод изготовил более 10 000 двигателей для штурмовиков ИЛ-2. После войны завод освоил серийное производство реактивных двигателей для самолётов МиГ и Су.

Когда-то эти места были рабочей окраиной, в наши дни существование подобных промышленных гигантов посреди города представляется неуместным. Не один десяток лет местные жители слышали гул испытываемых двигателей, ощущали запах авиационного керосина, а копоть оседала на подоконниках окрестных жилых домов. В настоящее время предприятие действует и носит название НПЦ газотурбостроения «Салют».

Центральная проходная завода «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67853

Доска Почёта завода «Салют». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/67758

Дом культуры «Чайка». 1977-1979 гг.: https://pastvu.com/p/1784

Дом культуры «Чайка»

Для заводчан строились новые дома. Проспект Будённого, 17 (1934)

Мейеровский проезд. 1948-1951 гг.: https://pastvu.com/p/461144

Проспект Будённого, 19 (1937)

За последние пару десятилетий многие районные стадионы стали стройплощадками для жилых комплексов, но спортивный комплекс на проспекте Будённого сохранился и даже гипсовые фигуры физкультурников по-прежнему украшают входную группу. Заводской стадион «Крылья Советов» открылся в 1934 году, после современной реконструкции его трибуны вмещают 4900 зрителей, на поле с натуральным газоном проходят футбольные матчи. 

Центральный вход на стадион «Крылья Советов». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/74699

Когда-то на месте стадиона были садоводческие плантации. 1910 год: https://pastvu.com/p/50169

Административное здание со спортивными секциями, раздевалками и складом инвентаря

Бывший летний кинотеатр

Говорят, что эти лавочки в сквере установлены ещё в шестидесятые годы.

Редкая крышка из Белоруссии — Завод Коминтерн г.Витебск

Мейеровский проезд. 1940 год: https://pastvu.com/p/152990 На переднем плане виден заводской Комбинат питания (Фабрика-кухня), построенный в 1937 году, за ним - жилой дом сотрудников завода.

Комбинат питания в Мейеровском проезде. 1946 год: https://pastvu.com/p/13993 

Мейеровский проезд. Пожарная часть. 1947-1955 гг.: https://pastvu.com/p/581460

9-я ул Соколиной Горы, 3А - здание школы № 696, ныне - Московское медицинское училище № 30

Мейеровский проезд. 1943-1950 гг.: https://pastvu.com/p/1098

Проспект Будённого, 23 - жилой дом построен по проекту архитектора З.Розенфельда в 1934 году

Проспект Будённого, 31 - Научно-исследовательский институт медицины труда (1951)

Проспект Будённого, 33 - бывшие бани «Соколиная гора»

Мейеровский проезд, 43. 1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/34788 

Невзрачное здание, скрывающееся за листвой деревьев - это общежитие, которое называли «учительским», считается первым в СССР панельно-каркасным домом. Его построили архитекторы Г.Кузнецов и Б.Смирнов в 1948 году.

Мейеровский проезд. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/34798 Далеко не всем достались квартиры в новых домах и многие заводчане жили в бараках. Вскоре они стали историей - в Мейеровском проезде выросли панельные и кирпичные пятиэтажки, двенадцатиэтажные башни.

Проспект Будённого, 47 - кирпичный жилой дом серии II-08 (1959)

Проспект Будённого, 30 - а вот и парадная сталинка 1956 года. Проект предусматривает переход по лестничным холлам из одного подъезда в другой.

Проспект Будённого, 32 - бывший Клуб ДОРПРОФСОЖа (ДК имени В.И.Ленина Московско-Рязанской железной дороги, архитектор Георгий Гольц, 1928-1930)

В 1940 году по Мейеровскому проезду была проложена трамвайная линия. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/94313 

Проспект Будённого - словно заповедник московской архитектуры, где представлена и довоенная застройка, и «хрущёвки», и современный жилой комплекс «Золотая звезда». На его месте располагалось автотранспортное предприятие, давшее название Гаражной улице. 

Проспект Будённого, 51А - административное здание (1950)

По чётной стороне Гаражной улицы находился автокомбинат № 2, его корпуса занял Компьютерный центр «Будёновский».

Проспект Будённого пересекается с шоссе Энтузиастов и продолжается эстакадой, проложенной над промышленной зоной в сторону Перовской улицы. 

Энтузиастов приветствует фигура рабочего, созданная скульптором Г.Неродой и установленная здесь в 1970 году. Спецовка пролетария напоминает то ли костюм водолаза, то ли скафандр космонавта. По городской легенде, это один из конкурсных проектов памятника Юрию Гагарину - работа лауреата воцарилась на высоченной стелле на Ленинском проспекте, а невостребованным произведениям нашлось место в других районах города.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.