evgechesnokov

Categories:

«Олдтаймер-Галерея» особого назначения, часть 2

18 марта 2020 года

Фотопроект «Город на память». 555Б. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения

В 2015 и 2020 годах ключевыми экспозициями «Олдтаймер-Галереи» становились масштабные выставки «Моторы Победы», представляющие военную технику времён Второй Мировой войны - уникальные экспонаты из музеев и клубов исторической реконструкции от призванных в армию велосипедов до реплики первого советского танка.

Санитарный автомобиль на шасси White (САСШ, 1916). История White Motor Company началась в 1900 году с изготовления паровых автомобилей, паровой «Уайт» появился в гараже Белого дома, им пользовался американский президент Теодор Рузвельт. В 1911 году компания перешла на выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В России легковые и грузовые автомобили «Уайт» получили известность в 1912 году, когда участвовали в пробегах Военного ведомства. Американские грузовики служили во всех родах войск – на шасси «Уайт» устанавливались цистерны, походные мастерские, радиостанции, зенитные орудия, лебедки для аэростатов. На «Олдтаймер-Галерея» представлен санитарный автомобиль с кузовом конструкции доктора Климовича. На центральной продольной перегородке с каждой стороны устанавливались по три откидных сиденья для перевозки легкораненых, а лежачих укладывали на носилки. Подвешенные на стойках носилки всегда оставались в горизонтальном положении, а установленные наискосок пружины смягчали не только вертикальные, но и боковые толчки. Санитарные кузова экипировались брезентовыми пологами для защиты от дождя и снега.

Конно-пулемётная тачанка времён Гражданской войны использовалась для огневого прикрытия сабельных атак красных кавалеристов. Лёгкая подрессоренная извозчичья повозка поспевала за конницей, а мягкость её хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь в движении. В тридцатые годы тачанки производились по заказу РККА на обозных заводах в нескольких модификациях, в том числе зенитной. Тачанки применялись в годы Великой Отечественной войны и были сняты с вооружения лишь в середине 1950-х годов, когда кавалерия как род войск была расформирована. Этот выставочный экспонат является точной копией, воссозданной по историческому образцу.

Реплика бронеавтомобиля Кавказской туземной конной дивизии (1914), построенного на базе грузовика из гаража Его Императорского Величества Николая II. Бронирование было произведено по типу бронеавтомобиля «Руссо-Балт тип С». Оснащённая тремя пулемётами машина участвовала в сражениях Первой Мировой войны в составе «Дикой дивизии», состоявшей из добровольцев-мусульман.

Бронеавтомобиль FiaT Ижорского завода. В конце 1914 года руководство российской армии проявило заинтересованность в создании бронеавтомобилей. Один из проектов на шасси Fiat предложили инженеры Ижорского завода. Их машина обшивалась броневой сталью толщиной от 5 до 7 миллиметров, что обеспечивало весьма незначительную защиту: винтовочная пуля пробивала борт с 50 метров, да и ходовыми качествами пятитонный броневик не блистал, увязая в мягком грунте. В отделении управления размещались места для двух водителей, в боевом отделении находился командир и два пулемётчика. Всего было изготовлено 47 бронеавтомобилей «Фиат-Ижора».

Советский средний бронеавтомобиль БА-10 на шасси грузовика ГАЗ-ААА был разработан в 1938 году в конструкторском бюро Ижорского завода. Боевое крещение машины прошли на Халхин-Голе и в Финляндии, использовались на всём протяжении Великой Отечественной войны.

ГАЗ-61-73 - первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым цельнометаллическим кузовом типа седан. В СССР в 1938 году по инициативе конструктора В.Грачёва была начата разработка командирского автомобиля ГАЗ-61. Машина прошла испытания, была принята на вооружение Красной Армии, но запуск в серию по различным причинам откладывался до рокового 1941 года. Первые экземпляры советского внедорожника были собраны перед самой войной и вручены военачальникам Ворошилову, Будённому, Жукову, Коневу. Как выяснилось позднее, полноприводный седан значительно превосходит поставлявшиеся по ленд-лизу американские джипы, преодолевая крутые подъёмы, форсируя броды и даже поднимаясь по лестничным ступеням.

ГАЗ-61-416 - ещё более раритетный экземпляр. Этот лёгкий артиллерийский тягач прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой с транспортным передком и отправляли на фронт. Из 34 изготовленных автомобилей-тягачей чудом уцелел только один, принимавший участие в битве за Москву.

Horch-830R - разведывательный автомобиль на шасси гражданских машин 830-й модели с упрощёнными открытыми кузовами без боковин и дверей, но с креплениями для стрелкового оружия, дополнительными канистрами, отсеком для амуниции. Германская армия основательно готовилась к боевым действиям на пересечённой местности и имела полный комплект внедорожников - командирских и санитарных, для ведения разведки и обеспечения связи. Horch-830R серийно выпускался с 1934 года.

Продолжая совершенствовать средства передвижения, с осени 1942 года в Германии был налажен выпуск Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) - плавающих полноприводных автомобилей для вермахта и войск СС. К созданию «Швиммваген» приложил руку Фердинанд Порше и машина оказалась очень удачной: после окончания Второй Мировой войны концерн Volkswagen перешёл под контроль англичан, которые заказали 1500 таких амфибий для своей армии.

Американский плавающий автомобиль Ford GPA (1941) предназначался для ведения разведки, а также для инженерных работ на воде. Амфибии Ford GPA участвовали в войне на Тихом океане, высаживались в Нормандии, поставлялись по ленд-лизу в Красную Армию.

Bantam BRC-60 (1940) — армейский внедорожник был создан в рамках конкурса, объявленного американским правительством летом 1940 года. Компания American Bantam всего за 49 дней разработала проект и изготовила прототип, по которому малой серией было выпущено всего 69 автомобилей.

Jeep Willys MB (1943) — американский легковой автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся с 1941 по 1945 год. Такие джипы поставлялись по ленд-лизу и в Советский Союз, а этот экземпляр служил в британской армии, был подбит во время наступления на линию Марет в Северной Африке и после войны отреставрирован в Великобритании.

Внедорожник Kurogane Typ 95 - лёгкий полноприводной автомобиль, который получил обозначение «пассажирский автомобиль тип 95» и имя «Куроган», что в переводе с японского означает «черная сталь». Его разработала в 1935 году фирма Nihon Nainenki по заказу японской императорской армии. Этот лёгкий автомобиль способен преодолевать бездорожье вне зависимости от климата и отлично зарекомендовал себя в боевых действиях, а для повышения проходимости были предусмотрены специальные шины с резиновыми накладками. Красноармейцы вскоре ознакомились с возможностями «Курогана», захватив машины в боях у озера Хасан и под Халхин-Голом. До наших дней сохранилось всего несколько Kurogane, считается, что все они находятся в России.

Для перевозки личного состава, боеприпасов и транспортировки орудий требовались машины более мощные. Одним из военных грузовиков стал совместный проект американских компаний Ford motor company и General Motors, выпускавшийся с 1940 года в Канаде под маркой Canadian Military Pattern. На «Олдтаймер-Галерее» экспонировался любопытный экземпляр Ford F60L Canada, который дважды попадал в плен. Сначала он ездил по африканским дорогам и оказался захвачен войсками Роммеля, потом через Италию вместе с немецким пополнением отправился на Восточный фронт. В 1943 году в ходе Харьковской наступательной операции маршала Рыбалко грузовик стал советским трофеем.

Грузовой автомобиль Morris-Commercial C/8 (1944) использовался для буксировки пушек, перевозки артиллерийского расчёта и ящиков со снарядами. Были созданы модификации тягача для использования, к примеру, в качестве радиостанции.

Советские военные автомобили — неотъемлемая часть любой «Олдтаймер-Галереи». Грузовой автомобиль ГАЗ ММ был изготовлен в 1942 году в режиме экономии материалов. У этого грузовика, в отличие от довоенных, изменена форма крыльев, на бугеле установлена только одна фара, отсутствуют передние тормозные колодки. Кабины делали из того, что попадалось под руку, они могли быть деревянными или накрыты брезентом. Рама и отдельные детали представленного на выставке автомобиля были найдены в Подмосковье, другие детали заимствованы от других машин. Как правило, коллекционные автомобили комплектуются «родными» деталями и лишь в крайнем случае изготавливаются по старым чертежам из современных материалов.

Полугусеничный артиллерийский тягач ЗиС-42 (1943) создавался после советско-финской зимней войны, показавшей ненадёжность тягачей ЗиС-22. Потребовалось несколько лет работы конструкторов НАТИ, пока не было найдено оптимальное сочетание грузоподъёмности, манёвренности, проходимости по бездорожью. Полигонные испытания в 1941 году были признаны успешными, но серийное производство развернулось лишь год спустя — из-за нападения фашистской Германии завод пришлось эвакуировать в тыл.

Полугусеничный грузовой автомобиль ЗиС-33 сочетает нескольких способов передвижения по бездорожью – это колеса, гусеницы и даже лыжи! ЗиС-33 прошёл испытания в боевых условиях во время советско-финской войны, но был забракован из-за огромной массы и недостаточной прочности конструкции. Машины были переданы колхозам и переделаны в колёсные грузовики, так как прожорливый гусеничный вариант расходовал 100 литров топлива на 100 километров.

Грузовой автомобиль Opel Blitz (Германия, 1944) массово выпускался в годы Второй Мировой войны. На базе этого грузовика создавались разнообразные модификации: санитарный грузовик, топливозаправщик, машина связи и другие.

Реактивная установка БМ-13 на шасси Studebaker. Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси ЗиС были смонтированы в июне 1941 года в Воронеже. Установка состояла из рельсовых направляющих и устройства наведения. Для наводки предусматривались поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. Запуск производился рукояточной электрокатушкой - при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в снарядах срабатывали пусковые пиропатроны. Позднее реактивные установки монтировали на шасси Studebaker US-6, поступавших в СССР по ленд-лизу.

Автомобиль повышенной проходимости Dodge WC54. Американские автомобили серии WC (Weapons Carrier) отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. Серия включает пикапы, машины скорой помощи, разведывательные машины, передвижные мастерские и командные машины.

Автомобиль повышенной проходимости Dodge WC63

Французский Citroen T-45 выпускался с 1934 по 1954 год. После оккупации Парижа немцы захватили завод и использовали эти мощные машины для нужд своей армии. В мирное время на шасси тип 45 устанавливались автобусные кузова, пожарное оборудование, бетономешалки, самосвалы.

Мастерская Шаманского завершила воссоздание артиллерийского гусеничного тягача СТЗ-5 «Сталинец». Тягач выпускался с 1937-го по 1942 год, его производство прекратилось, когда немцы прорвались на территорию Сталинградского тракторного завода.

Бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» выпускался с 1937 по 1941 год. В состав каждой стрелковой дивизии планировалось включать как минимум 60 таких тягачей, но до начала войны эта задача не была выполнена. На практике «Комсомольцами» комплектовались только ударные части и подразделения мотопехоты. Тягачи применялись для буксировки зенитной и дивизионной артиллерии. «Комсомольцы» участвовали в военных конфликтах с Японией у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, принимали участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Для ведения ближнего боя машина оснащалась танковым пулемётом ДТ.

Полноприводный артиллерийский тягач Fiat SPA TL.37 использовался в итальянской армии для буксировки артиллерии и перевозки боекомплекта.

Полугусеничный мотоцикл NSU-Kettenkrad HK-101 разработан в 1940 году фирмой NSU для парашютно-десантных и горно-стрелковых дивизий в качестве многоцелевого тягача. Конструкция оказалась весьма удачной и  машина стала использоваться во всех видах вооружённых сил Германии - для буксировки лёгких зенитных орудий, миномётов, катушек с телефонным кабелем. После войны тягачи нашли применение в сельском и лесном хозяйстве.

МС-1 — первый серийный советский танк (1928-1931). К началу Великой Отечественной войны эта модель безнадёжно устарела, бронированные башни танков были демонтированы и использовались в качестве вкопанных в землю огневых точек, поэтому для истории не сохранилось ни одного экземпляра МС-1. На «Олдтаймер-Галерее» представлена самоходная модель в масштабе 1:1, собранная в наши дни по чертежам и фотографиям.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.