evgechesnokov

Categories:

«Олдтаймер-Галерея» особого назначения, часть 1

18 марта 2020 года

Фотопроект «Город на память». 555А. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» привлекает ценителей автостарины тематическими экспозициями, которые наглядно показывают эволюцию средств передвижения в разные эпохи и в разных странах мира. Всего на несколько дней организаторам выставки удаётся собирать на одной площадке раритеты, разбросанные по государственным музеям и частным коллекциям. В этом сюжете представлены тематические выставки 2011, 2015, 2016, 2018 и 2020 годов, посвящённые пожарным автомобилям, лимузинам и мотоциклам из Гаража особого назначения, армейской технике первой половины ХХ века.

В 2018 году специальная экспозиция в рамках «Олдтаймер-Галереи» была посвящена 100-летию пожарной охраны СССР - большие красные машины заполонили павильон в Сокольниках. Самые старые экспонаты выставки созданы ещё в XIX веке - это отреставрированные подлинные пожарные обозы из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии.

«Багровый ход» - повозка с лестницей и баграми (США, конец XIX века). «Багровые ходы» на повозках-дрогах входили в состав любого пожарного обоза наряду с ручным или паровым насосом. На них перевозился разнообразный инструмент пожарных - приставные, раскладные и верёвочные лестницы, большие и малые багры, топоры, лопаты, кирки, специальные ломы для вскрытия полов, вилы, щиты. В комплект «багровых ходов» также входили вёдра, верёвки, брезент, мешки, фонари и факелы.

Пожарный насос с ручным приводом производства фирмы Седлечко (Чехия, 1911) - традиционная «пожарная водоливная труба» конструкции XIX века. Двое крепких пожарных качают каждый со своей стороны длинное коромысло, поршни ходят вверх-вниз по сверкающим медью цилиндрам, вода из водоёма или бочки под давлением поступает в рукав и льётся на пламя.

Пожарная машина American-LaFrance (США, 1925) создана старейшей американской фирмой противопожарного оборудования, основанной в 1832 году. Главное назначение этого автомобиля - доставка пожарного расчёта и оборудования на место возгорания. Машина укомплектована насосом, пожарными рукавами, приставной лестницей и ручными огнетушителями.

Пожарная машина Dennis G-Type (Великобритания, 1927) - один из символов пожарной охраны в Англии. Компания Dennis, поначалу производившая велосипеды и трициклы, освоила производство грузового коммерческого транспорта - самосвалов, мусоровозов, почтовых фургонов, а в 1908 году собрала первую свою пожарную машину. Вместо общепринятого тогда поршневого насоса фирма стала устанавливать центробежный насос. Пожарная лестница и насос Dennis G-Type представляет собой классическую машину «европейской компоновки», когда команда рассаживалась вдоль бортов.

Пожарная машина Seagrave 6WT Standart (США, 1927) - это насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчёта пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоёма. Насос центробежного типа мог подавать 3400 литров воды в минуту. Дополнительное оборудование включает в себя составную лестницу, пожарные рукава и брандспойты, огнетушители, а также спецсигналы – прожектора, колокол и сирены.

Пожарная машина REO (США, 1929) выполнена по классической «американской компоновке»: насос и цистерна с водой размещены сразу за водителем, а для катушек с рукавами и бойцов пожарного расчёта отведено место сзади. Машина укомплектована пожарным насосом, небольшой цистерной, штурмовыми лестницами, ручной сиреной и световыми спецсигналами.

Пожарная машина ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ модель № 1, СССР, 1932) оснащалась центробежным насосом, необходимым пожарным оборудованием и стендером для подключения к городской водопроводной сети. Такой лёгкий автомобиль использовался для тушения пожаров в небольших домах. В кабине рядом с шофёром ехал командир расчёта и ещё шесть бойцов рассаживались на скамейках, пристегнувшись ремнями к поручням. Один из пожарных во время движения бил в колокол, требуя освободить проезжую часть дороги.

Автоцистерна ПМЗ-2 (СССР, 1936) - первая советская автоцистерна, серийно выпускавшаяся на шасси ЗиС-5 Московским заводом пожарных машин. Резервуар вмещал 1500 литров воды, машина комплектовалась стандартным насосом Д-20, основной запас рукавов был смотан на съёмную катушку, закреплённую сзади. ПМЗ-2 стали долгожителями в гаражах московских пожарных частей, а в 1950-х годах были переданы в колхозы, где продолжали нести службу.

Автоцистерна ЯГ-6 (СССР, 1940) отличается увеличенным объёмом резервуара, который вмещает 4000 литров воды. Представленный на выставке экземпляр изготовлен мастерскими Московской пожарной охраны. После Великой Отечественной войны «родная» кабина была заменена на трофейную и машина продолжала эксплуатироваться в Москве, а затем и в Московской области. Нынешний вид автомобиль обрёл в 1988 году, когда стал музейным экспонатом, причём в ходе ремонта вместо трофейной поставили реплику оригинальной кабины.

Пожарная автолестница «Метц» на шасси ЗиС-6 (СССР, 1947) - один из примеров переустановки долговечного немецкого пожарного оборудования на усиленное отечественное шасси. Закупленные в первые десятилетия советской власти иностранные автолестницы не выдерживали разбитых советских мостовых и быстро приходили в негодность. Ещё до войны специалисты в Москве и Ленинграде освоили перестановку лестниц на отечественные шасси.

Пожарная автоцистерна Klockner-Deutz (Германия, 1943) стала раритетом, так как выпускалась под этой маркой всего несколько лет в период объединения машиностроительных концернов Петера Клёкнера и Humboldt-Deutz. После Второй Мировой войны на этой базе возникла компания Magirus-Deutz, которая в наши дни является одним из самых авторитетных производителей пожарной техники. Автоцистерна Klockner-Deutz выполнена с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов с цистерной, насосом и ящиками для инвентаря.

Пожарный автомобиль Ford 798T (США, 1947) отличается необычной компоновкой оборудования - насос установлен спереди перед решёткой радиатора.

Пожарный автомобиль Magirus-Deutz 150 D10 (Германия, 1966) выпущен одним из старейших производителей пожарного оборудования. В 1866 году немец Конрад Дитрих Магирус основал фирму по производству насосов, лестниц, пожарных повозок-линеек, а его наследники освоили установку оборудования на грузовые шасси. В 1970-е годы самосвалы и тяжёлые грузовики «Магирус» массово закупались Советским Союзом для использования на строительстве БАМа, на дорогах Сибири, а в Москве эксплуатировались на возведении объектов Олимпиады-80. Тогда же в пожарные части больших городов стали поступать автолестницы этой компании. С 1975 года был создан общеевропейский концерн, известный до сих пор как Magirus-IVECO.

Пожарная машина International Harvester B120 (Швеция, 1960) изготовлена на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной. Представленный экземпляр эксплуатировался в 1995-2005 годах в карельском городе Костомукша, а после списания попал к частному коллекционеру.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М (СССР, 1953) серийно выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования. В пожарные гарнизоны крупных городов и промышленных предприятий поступило 1440 таких автомобилей. Помимо цистерны с водой в кузове помещался бак для пенообразователя на 120 литров.

Пожарная автоцистерна ПМГ-36 (СССР, 1957) обычно поступала в пожарные части колхозов и посёлков городского типа. Шасси ГАЗ-51 оказалось очень надёжным и автоцистерны ПМГ-36 могли эксплуатироваться десятилетиями.

Пожарная автолестница АЛ-30 (СССР, 1970) изготовлена на Торжокском машиностроительном заводе. Эта модель выпущена в количестве 1700 экземпляров.

Пожарная автоцистерна АЦ-40 (СССР, 1993) на базе манёвренного, скоростного и мощного грузовика ЗиЛ-130 произвела революцию в отечественной пожарной технике. На машине установлен производительный насос ПН-40 и другие надёжные в эксплуатации агрегаты. Всего изготовлено 16 000 единиц этой модели.

Некоторые пожарные машины знакомы по советским кинофильмам, к примеру, в ленте Григория Александрова «Волга-Волга» можно увидеть ПМЗ-1 и ПМГ-1, выезжающие на пожар с громким сигналом горниста и ударами в колокол. А в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» в трюковой сцене задействована автолестница АЛГ-17: герой Андрея Миронова на ходу перебирается на крышу «Жигулей».

В 2011 и 2016 годах один из залов «Олдтаймер-Галереи» предоставлялся Гаражу особого назначения для показа коллекции правительственных автомобилей от ленинского «Роллс-Ройса» 1921 года до современного президентского кортежа, включая машины сопровождения, спецсвязи и мотоциклы Почётного эскорта. Здесь были собраны вместе практически полные модельные ряды ЗиС, ГАЗ, ЗиЛ, возившие в своих салонах Ленина и Сталина, Хрущёва и Брежнева, Андропова и Горбачёва. В Гараже особого назначения эксплуатировались и автомобили иностранного производства, известно, что Сталин любил марку «Паккард». На выставке также представлены «Линкольн» 1933 года, «Кадиллак» 1935 года, «Бьюик» 1936 года выпуска и другие автомобили представительского класса.

ГОН почти 100 лет обслуживает первых лиц государства и именитых иностранных гостей, прибывающих с визитами в нашу страну. Предтечей Гаража особого назначения является автомобильная часть при дворе императора Николая II, которая к 1917 году насчитывала 46 автомобилей - юному царевичу Алексею был подарен Пежо, а сам император предпочитал Делоне Бельвиль. В 1917 году автопарк достался большевикам и пассажирские места в автомобилях заняли Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий и другие члены правительства.

Личным шофёром Ленина стал Степан Гиль, служивший прежде в Императорском гараже. Любопытно, что один из Роллс-Ройсов был переоборудован как вездеход на полугусеничном ходу. Этот автомобиль на «Олдтаймер-Галерее» не представлен, но «Музей В.И.Ленина» в Горках привёз другие экспонаты, в частности, электроколяску, подаренную Ильичу после ранения.

Времена были неспокойные, однажды ленинский автомобиль был угнан прямо из-под стен Смольного, в другой раз обстрелян, а уже после переезда правительства в Москву сокольнические бандиты реквизировали транспорт и вождь революции отправился дальше пешком. Роковые выстрелы на заводе Михельсона прозвучали, когда Ленин садился в машину. В целях обеспечения безопасности лидеров советского государства решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года был создан Гараж особого назначения.

В 1930-е годы ГОН располагал иномарками «Форд», «Паккард», но уже в конце 1940-х годов на Заводе имени Сталина был построен первый отечественный бронированный лимузин. Иосиф Сталин панически боялся покушения, не использовал одну и ту же машину два дня подряд, менял маршруты следования. В гараже никто заранее не знал, на какой машине поедет вождь.

А вот Никита Хрущёв предпочитал кабриолеты и в протокольных выездах демонстрировал иностранцам достижения советского автопрома, которые, впрочем, напоминали американские машины. Во времена хрущёвской «оттепели» зарубежных гостей встречали торжественно, на улицах выстраивались горожане, машущие вслед кортежу флажками. После 1961 года появилась новая традиция - встреча космонавтов после возвращения их с орбиты.

С 1956 года торжественные выезды стали сопровождаться почётным эскортом мотоциклистов, иногда мотоциклы были с колясками. Это подразделение носило название - отдельный мотоциклетный взвод при 10-м управлении КГБ СССР, гараж комплектовался отечественными М-72 и «Днепр».

В 1963 году весь мир был потрясён убийством американского президента Джона Кеннеди, проезжавшего в открытом лимузине по улицам Далласа. Кремль сделал выводы и усилил меры безопасности. Основную машину, в которой едет вип-персона, стала сопровождать выездная охрана, готовая дать вооружённый отпор в случае нападения или блокировать угрозу. Эта служба сопряжена с риском для жизни и требует отваги и мужества. Так, во время покушения на Брежнева в 1969 году сержант Василий Зацепилов перекрыл террористу сектор обстрела своим мотоциклом и был ранен.

В 1959 году одним из официальных номенклатурных автомобилей стала «Чайка» ГАЗ-13. Седаны и кабриолеты использовались на парадах, при встречах иностранных лидеров и как машины сопровождения. Эта машина не поступала в продажу, но граждане могли стать её обладателем за выдающиеся заслуги, к примеру, «Чайки» были подарены в личное пользование первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой.

Леонид Брежнев обладал большой коллекцией автомобилей, некоторые из них были сделаны на заказ специально для советского лидера и подарены ему в знак дружбы. Среди таких иностранных подарков были «Мерседесы», «Мазерати», «Линкольн», «Кадиллак», «Ниссан», «Роллс-Ройс». Для брежневских поездок на охоту конструкторы Горьковского автозавода на узлах и агрегатах ГАЗ-69 изготовили полноприводную «Волгу» ГАЗ 24-95 повышенной проходимости.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.