evgechesnokov

Categories:

Олдтаймер-Галерея - автомобильная всячина, часть 2

16 марта 2020 года

Фотопроект «Город на память». 554Б. Олдтаймер-Галерея - автомобильная всячина

Изюминкой «Олдтаймер-Галереи» стали тематические экспозиции, собранные из разных музеев и частных коллекций. За несколько последних лет посетители выставки могли проследить эволюцию пожарного автомобиля, ознакомиться со спортивными машинами и самодельными автомобилями времён СССР, увидеть все правительственные лимузины из кремлёвского Гаража особого назначения, осмотреть колёсную и гусеничную технику стран - участниц Второй Мировой войны.

Некоторые выставочные экспонаты сильно напоминают самоделки, но на самом деле это прототипы и экспериментальные модели, созданные профессионалами в НАТИ и на автомобильных заводах. Самой старой подобной диковиной стала модель «танка Игнатьева», созданная инженером Александром Игнатьевым в 1908 году и хранящаяся в Политехническом музее. По замыслу конструктора, машина могла бы прокладывать путь пехоте через заграждения и взрывать вражеские укрепления. По сути, это был один из первых проектов беспилотного вездехода.

«Москвич-415С» - это собственная разработка Московского завода малолитражных автомобилей конца 1950-х годов. Экспериментальная модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в потрёпанном виде.

Экспериментальные разработки Ульяновского автозавода УАЗ-3171Д (1981), УАЗ-3972 (1984) и УАЗ-3907 «Ягуар» (1985) не были запущены в серию и изготовлены в единичных экземплярах.

Один из сюрпризов «Олдтаймер-Галереи» — амфибия «Арго», разработанная в 1960-е годы на Челябинском тракторном заводе. Это восьмиколёсный вездеход, состоящий из двух герметичных алюминиевых секций, сочленённых при помощи шарниров. В передней секции размещаются водитель и пассажиры, а в задней должен располагаться силовой агрегат — двигатель от ГАЗ М20 «Победа». В ступицах всех колёс установлены компактные гидромоторы, движение на плаву обеспечивается вращением колёс. Несмотря на внушительные габариты, машина весит всего полторы тонны.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.

Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара - спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовом на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.

Трактор Lamborghini (1958). Сельскохозяйственные машины компания Ламборгини начала производить задолго до спорткаров - в 1948 году. И только в начале 1960 годов глава компании стал проявлять интерес к разработке скоростных автомобилей. По легенде, Ламборгини приехал на фабрику к Энцо Феррари пожаловаться на качество сцепления в своём автомобиле Ferrari 250 GT. Энцо пожелал ему и дальше заниматься тракторами, коли он ничего не понимает в спортивных автомобилях. Вернувшись на фабрику, Ламборгини решил собрать скоростную машину не хуже, чем у конкурента. Затея удалась, но и производство тракторов Ламборгини не забросил.

Porsсhe тоже отметился на сельскохозяйственной ниве

В 2014 году Мастерская Шаманского продемонстрировала на «Олдтаймер-Галерее» несколько советских тракторов. Обычно колхозы сдавали списанную сельхозтехнику на металлолом, поэтому тракторов сохранилось совсем немного, а то, что удаётся найти, до начала реставрации представляет собой разграбленное печально-ржавое зрелище.

Тракторы «Универсал» предназначались для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами, выпускались с 1930 по 1940 годы в Ленинграде на заводе «Красный путиловец», а с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Они оказались первыми советскими тракторами, поставляемыми на экспорт. Любопытно, что несколько моделей «Универсала» были трёхколесные. Представленный Мастерской Шаманского «Универсал 2» изготовлен в 1930 году. Четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 22 лошадиных силы работал на керосине.

СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Он разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» и предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. СХТЗ 15/30 стал самым распространённым довоенным трактором, на такой машине ставила свои трудовые рекорды знаменитая трактористка Паша Ангелина.

С 1937 года Сталинградский тракторный завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-3 с керосиновым двигателем мощностью 52 лошадиных силы. Впервые в массовое производство вошёл трактор, созданный отечественными конструкторами, в разработке принимали участие специалисты завода СТЗ и института НАТИ. Интересно, что в первый год Великой Отечественной войны при острой нехватке танков на фронте, тракторы СТЗ оснащались пушками и пулемётами, обшивались бронелистами и использовались в боях против вражеской пехоты.

«Сталинец-65» (С-65) — гусеничный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Это первый советский серийный трактор, оснащённый дизельным двигателем, мощность дизеля М-17 составляет 65 лошадиных сил. Машины выпускались с открытыми и закрытыми кабинами, экипаж трактора состоял из двух человек. «Сталинец» стал одним из главных героев популярного в СССР кинофильма «Трактористы». Во время Великой Отечественной войны гусеничные тракторы использовались для буксировки тяжёлой артиллерии.

По традиции среди четырёхколесных олдтаймеров встречается немало мотоциклов не только классических, но и кастомизированных.

Вот, к примеру, кастом «Time Machine» от Юрия Шифа — это посвящение рок-группе «Машина времени», в дизайне которого использована популярная советская бас-гитара «Орфей». Мотоцикл был представлен на одном из концертов группы, он понравился Андрею Макаревичу и другим музыкантам «Машины времени».

Младший брат мотоцикла — мотороллер — использовался не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов. В Сокольники привезён редкий экспериментальный вариант мотороллера «Вятка» с кузовом-самосвалом. Тут же ещё одна «Вятка», которую называли «такси» или «турист», — она разрабатывалась для эксплуатации на территории ВДНХ СССР. Для перевозки посетителей по просторам главной выставки страны в советские годы использовались различные транспортные средства, но документального подтверждения о применении именно этой модели не обнаружено.

По окончании Второй Мировой войны европейцам потребовались экономичные и неприхотливые модели автомобилей. Парижский промышленник Жорж Моше наладил производство веломобилей Mochet Type K, чем порадовал французов, оставшихся за годы оккупации без личного транспорта, изъятого нацистами. Трубчатая рама, велосипедные колёса, отсутствие подвески, старомодный дизайн не смущали автовладельцев, которые раскупили 650 таких машин, произведённых с 1947 по 1949 год.

После Второй Мировой войны в Германии было запрещено производить самолёты и военные заводы переключились на мирную продукцию. На Мессершмитте стали выпускать кабиненроллеры - мотороллеры с кабиной. Они стоили примерно вдвое дешевле самых недорогих автомобилей и имели хороший спрос, хотя и недолгий. С 1956 года авиационное производство возобновилось, а вскоре большинство западных немцев уже могли позволить себе купить полноценный автомобиль. Представленная модель FMR Tg-500 Tiger выпускалась с 1958 по 1961 год.

Peel Trident - трёхколёсная мотоколяска производства Peel Engineering Company. Микроавтомобиль вмещает двух человек, в нём не предусмотрены двери и чобы попасть в салон надо откинуть вперёд кабину. Кабина представляет собой колпак из плексигласа и машину сравнивали с инопланетной летающей тарелкой. Автомобиль оборудован 49-кубовым мотоциклетным двухтактным двигателем DKW мощностью 4,2 лошадиных сил. Всего было выпущено 82 экземпляра.

Марка Reyonnah - анаграмма фамилии Роберта Аннойера. В 1947 году появился опытный образец, а прототип был показан на парижском автосалоне 1950 года. Главное достоинство этого миниатюрного автомобиля - Reyonnah легко находит место на парковке благодаря складывающимся передним колёсам, при этом на дороге может развивать скорость до 70 км/ч. Чтобы забраться в салон Reyonnah, надо просто перешагнуть через борт. Сейчас это раритет, ведь за период с 1951 по 1954 год было произведено всего 12 экземпляров.

Автомобильная компания BMW после Второй Мировой войны пришла в полный упадок, заводы были разбомблены или оказались на территории советской оккупационной зоны. Союзникам не нужна была конкуренция и они запретили производство автомобилей. Лишь к 1955 году был найден выход в приобретении лицензии на итальянскую Isetta, который являлся одним из наиболее успешных микромобилей того времени. Легенда об «Изетте» гласит, что конструкторы поставили рядом два мотороллера, приложили спереди дверь от холодильника и придали всему этому каплеобразную форму. Машина была рассчитана на двух человек и имела очень маленький двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил. Больше всего этот автомобиль был похож на мотоколяску и не имел задней передачи, при этом такой дешёвый транспорт для переездов на короткие расстояния был очень востребован. Всего концерн BMW выпустил 161 728 экземпляров Isetta самых разных модификаций и спасся от банкротства.

В СССР мотоколяски производились с 1952 года на Серпуховском мотоциклетном заводе в трёхколесной версии, а с 1958 года - на четырёх колёсах. В автомобиле СМЗ С-3А использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 60 км/ч. У нас мотоколясками обеспечивались в первую очередь инвалиды Великой Отечественной войны - существовали модификации для людей, потерявших руку или ногу.

На выставке олдтаймеров можно увидеть всякую всячину, так или иначе связанную с автомобильной индустрией, например, детские педальные машинки или мечту детворы 1960-х годов - металлические игрушки, представляющие собой копии грузовых автомобилей ЗИС-150 различного назначения.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.