evgechesnokov

Categories:

Олдтаймер-Галерея - автомобильная всячина, часть 1

16 марта 2020 года

Фотопроект «Город на память». 554А. Олдтаймер-Галерея - автомобильная всячина

Появившийся в среде европейских автолюбителей термин «олдтаймер» («старинный, раритетный автомобиль») подразумевает машины, выпущенные более 30 лет назад. Не обязательно речь идёт о классических моделях легковых автомобилей - олдтаймерами можно считать грузовики и мотоциклы, автобусы и тракторы, гоночные болиды и армейские вездеходы. Старинные транспортные средства стали объектами коллекционирования, возникла индустрия их реставрации и тюнинга, во всём мире проходят выставки ретроавтомобилей. В России наиболее представительной выставкой автомобильной экзотики стала «Олдтаймер-Галерея».

Идея создания ежегодной выставки олдтаймеров принадлежит Илье Сорокину, учредителю и руководителю Фонда изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный Двигатель», издателю журнала «Олдтаймер. Игрушки для больших». «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» проходила с 2002 года сначала в Экспоцентре и Крокус-Экспо, а в последние годы переместилась в выставочный комплекс в парке Сокольники.

На «Олдтаймер-Галерее» всегда можно встретить узнаваемых медийных персон. Вот шансонье Вилли Токарев с девушками-механиками...

...а это Владимир Винокур на «Олдтаймер-Галерее» в Крокус-Экспо.

Показ модных трендов 1959 года, приуроченный к 55-й годовщине проведения в Сокольниках Американской промышленной выставки.

В 2017 году тематическая экспозиция под названием «Первые моторы России» была посвящена автомобилям и мотоциклам «царской коллекции». Оказывается, последний русский царь Николай II владел самым многочисленным автопарком среди европейских монархов, по обыкновению тех лет называл свои автомобили «моторами» и всячески содействовал «моторизации» Российской империи.

Любимый Николаем II французский «Делоне-Бельвиль», отечественные «Руссо-Балт» и «Яковлев-Фрезе», роскошный «Де Дион Бутон», один из первых «Бенцев», «Пежо», подаренный цесаревичу, восхитительный «Лорен-Дитрих», курьёзный трёхколёсный «Феномобиль» – столь представительной, столь редкой и столь дорогостоящей коллекции автомобильных раритетов в нашей стране не показывали ещё никогда. От той блистательной эпохи мало что сохранилось – «наследие царского режима» у нас не берегли, поэтому каждая реликвия тех времён имеет огромную историческую ценность.

Stoewer Der grosse Motorwagen (Германия, 1899). Автомобили под маркой Stoewer выпускались с 1899 по 1943 год в немецком городе Штеттин. Сегодня он является польским и называется Щецин. История предприятия Gebruder Stoewer, в переводе «Братья Штевер», типична для тех лет: сначала швейные и пишущие машинки, затем велосипеды, а потом и автомобили – легковые модели и грузовики. Реклама в царской России утверждала, что автомобили Stoewer «отличаются наивысшей простотой конструкции, внутренней точностью, долговечностью, высоким достоинством, изящным стилем выполнения, экономичностью в употреблении». На «Олдтаймер-Галерее» представлен экземпляр самой первой модели фирмы, название которой звучит как Der grosse Motorwagen или в переводе – «большой моторный экипаж».

Buick Model F (США, 1908). Buick Motor Company ведёт отсчёт своей истории с 1903 года, когда Дэвид Данбар Бьюик официально зарегистрировал компанию по производству автомобилей в городке Флинт, штат Мичиган. В России до революции автомобили марки Buick не получили широкого распространения – в Москве и Петербурге числилось по несколько машин. Существовало несколько вариантов написания марки на русском языке: «Буик», «Бюйк», «Бюик», а в итоге прижился вариант «Бьюик».

Phanomobil 4/9PS (Германия, 1911). Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе – одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. Название Phanomobil произошло от предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году и существовавшего первые годы под различными вывесками. Первой продукцией под маркой Phanomen стали велосипеды, за ними последовали мотоциклы, а потом и автомобили, продававшиеся под маркой Phanomobil. Несмотря на нелепый вид, «Феномобили» могли развивать скорость до 50-60 км/ч, что по тем временам считалось хорошим показателем.

Lorraine-Dietrich (Франция, 1912). Двойное название марки появилось в 1907 году, а до этого автомобили выпускались под названием De Dietrich, доставшимся в наследство от завода по производству вагонов Эжена де Дитриха. «Лорен» на французском языке – Лотарингия, регион на северо-востоке Франции. Автомобили «Лорен-Дитрих» создавали самые выдающиеся конструкторы своего времени: Этторе Бугатти, Леон Тюрка и Симон Мери. Именно «Лорен-Дитрихом» считал свою безродную машину самый известный шофер русской литературы Адам Козлевич: «В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой».

Ford Model T Delivery (САСШ, 1912). Такие фургоны начали рекламироваться в России в 1912 году. «Расход бензина 35 фунтов на 100 верст. Шины годны больше чем на 12000 верст. Цена 2800 рублей со всеми принадлежностями» – гласила реклама торгового представителя марки «Форд» Маркуса Фриде в журнале «Автомобиль». В том же году один фордовский фургон принимал участие в пробеге легковых автомобилей Военного ведомства и, несмотря на поломки, добрался до финиша.

Внимание посетителей «Олдтаймер-Галереи» всегда привлекают изящные фигурки на капотах - маскоты. С появлением первых автомобилей производители таким образом подчёркивали индивидуальность своей продукции, а автовладельцы позиционировали маскоты как некие обереги от проблем на дороге. Первым советским автомобилем, получившим украшение на радиаторе, - развевающееся знамя со звездой - стал ЗИС-101.

Когда-то эти болиды были триумфаторами ралли и марафонов, победителями гонок и рекордных заездов, гордостью отечественного спорта. Советские спорткары, созданные талантливыми конструкторами и построенные коллективами энтузиастов, зачастую ничем не уступали своим зарубежным аналогам. «Харьков», «Киев-Спорт», «Эстония», «Тарту», «Звезда» - эти названия не сходили с газетных полос спортивной и автомобильной прессы. В 2013 и 2015 годах раритетные машины вошли в экспозицию «Легенды советского автоспорта» и даже участвовали в показательных заездах.

Гоночный автомобиль ГЛ-1. В предвоенные годы Советский Союз не мог похвастать успехами в автомобильном спорте: в эпоху индустриализации стране требовались в первую очередь грузовые машины. В 1938 году стараниями инженера Евгения Агитова был создан ГЛ-1 - «Гоночная Липгарта» - названная в честь главного конструктора Горьковского автозавода Андрея Липгарта. На шасси серийной модели ГАЗ-М1 «Эмка» Агитов установил лёгкий двухместный кузов без крыльев с низким ветровым стеклом. Облицовка радиатора, капот и четырёхцилиндровый двигатель были также заимствованы от «Эмки». Но форсированный мотор ГЛ-1 стал мощнее - целых 65 лошадиных сил. Дебют спорткара состоялся летом 1938 года на гоночных соревнованиях в Киеве. Говорят, что прославленный лётчик Валерий Чкалов, выполнявший на гонке обязанности главного судьи, пришёл в восторг от ГЛ-1, попросился за руль и промчался по киевским улицам. В 1940 году был построен второй экземпляр ГЛ-1, но ни один из них не сохранился, а представленная реплика спорткара создана Кузовной мануфактурой Александра Бушуева.

Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Впервые карт появился на автогонках в 1956 году, а вскоре Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта. В СССР картинг появился в 1960 году, когда выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в Курске построил первый советский карт. Другим советским очагом картинга оказался харьковский Дворец пионеров, в котором открылась юношеская секция. Благодаря простоте — карт можно собрать даже в гараже, из доступных деталей — картинг стал самым массовым видом автоспорта.

Современные технологии и материалы для реставрации позволяют вернуть старинному автомобилю первозданный вид, при этом сохранив его полную аутентичность, вплоть до мелочей. На «Олдтаймер-Галерее» некоторые автомобили экспонируются в разной степени сохранности и на разных стадиях реставрационных работ, но и в таком виде они представляют не меньший интерес уже самим фактом своего существования.

В 2016 году на «Олдтаймер-Галерее» выставлялись шесть старинных автомобилей из так называемой «Коллекции Байона». Французский промышленный магнат и коллекционер автомобилей Роже Байон разорился полвека назад, но ухитрился тогда спрятать от судебных приставов часть коллекции в своём поместье. Роскошные автомобили ржавели в сарае, пока наследники Байона не обратились к экспертам. Специалисты оценили «забытые сокровища» в 20 000 000 долларов. На выставке эти машины так и экспонировались - в пыли и грязи в полумраке старого гаража.

Шасси грузового автомобиля «Уайт» (1914), обнаруженное поисковиками на российских просторах. Американские грузовики фирмы The White Motor Co. массово закупались Российской империей в годы Первой Мировой войны в нескольких модификациях — бортовые, санитарные с тентом, штабные, ремонтные, цистерны-бензовозы. На шасси «Уайт» устанавливали пушки для стрельбы по вражеским аэропланам и монтировали бронекузова. Россия получила несколько тысяч таких автомобилей, хорошо зарекомендовавших себя и в военное, и в мирное время. Уже после Октябрьской революции на Ярославском автозаводе было налажено производство советских грузовиков АМО по образцу «Уайта».

Дефицит легковых автомобилей частного пользования в СССР сподвиг изобретателей-любителей на создание самодельных машин. Это движение зародилось в 1950-е годы, спустя десять лет сформировались клубы создателей самодельных автомобилей: сотни людей со всей страны собирались вместе, обменивались опытом, проводили красочные шоу и отправлялись в автопробеги. В 1970-е годы после пуска ВАЗа и ИЖа, реконструкции АЗЛК автомобиль стал более-менее доступным товаром, но техническое творчество продолжалось, о лучших самодельных машинах писали журналы «За рулём», «Техника-молодёжи», телевидение снимало сюжеты для программы «Это вы можете». Спортивные машины братьев Щербининых и Ю.Рубеля, плавающие автомобили И.Рикмана и В.Кудрячкова, футуристическая «Панголина» А.Кулыгина, первые переднеприводные «Лауры» А.Парфенова и Г.Хаинова прославили своих создателей. Конструкторы автозаводов тоже проявляли интерес к «самодельщикам».

Эти уникальные, построенные в единственном экземпляре, конструкции представляют историческую ценность, это дань уважения таланту, опыту и знаниям своих создателей, памятник феномену истории развития техники нашей страны - андеграунду официального автомобилестроения, которому нет аналогов ни в одной другой стране. Увидеть автомобили-самоделки можно было в 2011 году на «Олдтаймер-Галерее».

КД (1963-1969) - это первая попытка построить серию самодельных авто. Кузов типа спортивное купе выполнен по дизайн-проекту Эдуарда Молчанова. Автомобиль КД отличался очень низким стеклопластиковым кузовом на металлической раме и трубчатым пространственным силовым каркасом, интегрированным в пластик. Все агрегаты в сборе: двигатель, трансмиссия, подвеска - использовались от ЗАЗ-965А.

Кабриолет «Старт» (1964) был построен на автобусном заводе ЛиАЗ в Ликино-Дулево в количестве двух экземпляров. Изящный кузов «Старта» выполнен из алюминия и установлен на стальную пространственную раму с элементами шасси от мотоколяски С-3А. Используется двигатель от мотоцикла К-750.

«Ракета» (1965) - самый экзотический самодельный автомобиль. Кузов сигарообразной формы с дюралевыми наружными панелями похож на фюзеляж лёгкого самолёта. Водитель и пассажир сидят друг за другом под остеклённым плексигласом колпаком. Шасси с колёсами особо малого диаметра выполнено по редкой крестообразной схеме, спереди расположено одно управляемое колесо, сзади одно ведущее, а по бокам установлены два поддерживающих колеса. Двигатель «Ракеты» - мотоциклетный, он расположен сзади, а вместо руля используется сковорода.

Багги «Соло» (1980) - один из проектов Анатолия и Владимира Щербининых. Автомобили багги обычно строятся для соревнований по автокроссу, но в 1970-1980-е годы за рубежом мелкие фирмы производили дорожные родстеры в стиле багги, которые считались «пляжными» автомобилями. Подобную машину сконструировали и братья Щербинины, предполагавшие использовать агрегатную базу «Жигулей».

Четырёхместный гусеничный снегоход ГМВ-2 (1990) построен в Оренбурге Михаилом и Всеволодом Гундриными. Постройка снегохода заняла у его создателей 24 года. Машина представляет собой кабину учебного самолёта-бомбардировщика ИЛ-28У, производившегося в 1950-х годах. Корпус снегохода двухобъёмный: спереди расположена кабина на четырёх человек, сзади - моторный отсек. Передняя подвеска заимствована от «Жигулей», колёса - самолётного типа, дополнительные лыжи шарнирно закреплены на трапециях. Снегоход был задуман как универсальное транспортное средство с возможностью перехода на колёсный ход и движения по дорогам. При дальнейшей конструкторской доработке предполагалось и передвижение по воде - на поплавках.

Продолжение следует...


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.