evgechesnokov

Categories:

Волгоградский проспект. ГПЗ-1

16 апреля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 565Б. Волгоградский проспект. ГПЗ-1

Железнодорожная ветка и ограда с колючей проволокой разделяли АЗЛК от соседнего, ещё более крупного предприятия, - Первого государственного подшипникового завода, или попросту «Шарика». История ГПЗ-1 началась в 1929 году, когда правительство приняло решение о строительстве завода, который должен был выпускать ежегодно 24 миллиона подшипников. Вскоре началось возведение фундамента, а уже в марте 1932-го первая партия подшипников из Москвы была направлена Сталинградскому тракторному заводу. 

Советская промышленность успешно осуществила план импортозамещения и стала независимой от западных поставщиков. Ассортимент продукции составляли кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.

Строительство ГПЗ-1. 1931 год: https://pastvu.com/p/80353

К 1936 году ГПЗ-1 в полтора раза перекрыл проектную мощность. На заводе, который в те времена носил имя государственного деятеля Лазаря Кагановича, внедрялись новаторские технологии, рабочие успешно выполняли ответственные заказы. К примеру, ГПЗ-1 изготовил тяговые цепи для ленты эскалатора самых первых станций московского метрополитена, а позднее выполнил спецзаказ советской программы по исследованию Луны, оснастив подшипниками аппарат «Луноход-1».

Во время Великой Отечественной войны многие заводчане ушли на фронт, а ГПЗ-1 был по частям эвакуирован в Свердловск, Саратов, Куйбышев и Томск. Вывезенные линии там и остались, на их базе запустили новые заводы, которые продолжают работать и по сей день.

К 1960-м годам «Шарик» стал одним из самых современных производств своего времени, к примеру, здесь работал самый большой в мире цех по выпуску конических подшипников. В этом цехе было установлено 77 автоматических линий, обеспечивающих высокий класс точности продукции. Для обслуживания сложного оборудования привлекались рабочие, как тогда говорили, «новой формации», знающие не только оборудование, но и технологические процессы.

В цеху ГПЗ-1. 1950 год: https://pastvu.com/p/1047114

В цеху ГПЗ-1. 1960-1969 гг.: https://pastvu.com/p/990450

На «Шарике» было востребовано около 200 рабочих профессий - токари, шлифовщики, кузнецы, наладчики автоматических линий, контролёры ОТК и многие другие. Завод выпускал сотни типов подшипников весом от нескольких граммов до нескольких тонн, его продукция поставлялась не только на отечественные машиностроительные заводы, но и экспортировалась в 60 стран мира.

В фойе бывшего заводского Дворца культуры до сих пор можно увидеть композицию, собранную из изделий ГПЗ-1.

ГПЗ-1 заботился о своих сотрудниках, построив детские сады и ясли, поликлинику, школу, ПТУ, техникум и ВТУЗ, стадион, дворец культуры. ГПЗ-1 открыл два дома отдыха - под Москвой и на Чёрном море. Пролетарии с Дубровки и Остаповского шоссе давно переселились из деревянных бараков в построенные заводом новые дома с горячей водой, газом и отоплением.

Никто из 25 000 рабочих и сотрудников «Шарика» и предположить не мог, что в обозримом будущем они останутся без работы, оборудование из огромных цехов будет вывезено, а завод объявят банкротом. Спад производства пришёлся на девяностые - ежегодный выпуск 124 миллионов подшипников в 1986 году сократился до 240 тысяч в 2012 году. Акционирование предприятия и новые названия ОАО «Московский подшипник», ОАО «Европейская подшипниковая корпорация Москва» не помогли удержаться на плаву. Тогда появились планы переноса предприятия в Саратов, а на исторической территории завода уже обосновался торговый комплекс. К 2019 году и на закрытой прежде заводской территории появились арендаторы - магазины, фитнесс-центр, клуб Main Stage. 

Шарикоподшипниковская улица, 13с1 - инженерный корпус ГПЗ-1 (1932)

Инженерный корпус после реконструкции фасада

Шарикоподшипниковская улица, 13с3 - в заводских цехах 1932-1934 годов постройки размещается торговый комплекс «Дубровка».

Шарикоподшипниковская улица, 11с7 - административное здание (1964)

Шарикоподшипниковская улица, 13А - медсанчасть ГПЗ-1 (1934)

Шарикоподшипниковская улица, 15с1 - поликлиника и Музей истории ГПЗ-1 (1937)

Шарикоподшипниковская улица, 17 - ПТУ и учебный комбинат ГПЗ-1 (1930), колледж связи № 54

2-я улица Машиностроения, 17с1 - заводской корпус (1931)

Шарикоподшипниковская улица, 13с14 - транспортный цех (1932)

2-я улица Машиностроения, 23 - заводское общежитие (1932)

Шарикоподшипниковская улица, 13с32 - производственное здание

Маневровый тепловоз ТГМ-40 на площадке хранилища заготовок для производства подшипников. ТГМ-40 серийно выпускался с 1982 года на Камбарском машиностроительном заводе и предназначался для эксплуатации на железных дорогах промышленных предприятий. Модификация была создана на базе узкоколейных тепловозов, но с переделкой под обычную колею 1520 мм. В 1983 году тепловоз был удостоен Золотой медали Лейпцигской ярмарки.

Шарикоподшипниковская улица, 13с41 - производственное здание

Шарикоподшипниковская улица, 13с33 - производственный цех (1954), концертный и банкетный зал Main Stage

Форум «Молодой предприниматель Москвы»

Инстаграм блогер и модель Елена Шейдлина

Шарикоподшипниковская улица, 13с36 - производственное здание

Шарикоподшипниковская улица, 13с69 - диспетчерская (1937)

Доска почёта возле заводоуправления и цеха подшипников общего назначения (1963, Шарикоподшипниковская улица, 13с46)

Проезды вымощены металлическими пластинами.

Шарикоподшипниковская улица, 13с57 - растворный узел (1968)

Грузовая площадка с козловым краном

Новоостаповская улица, 5с2 - производственный корпус шинного завода (1965) стал спортивным комплексом с ледовой ареной, детской хоккейной школой и тренировочным центром. Московский шинный завод был основан в 1945 году, в СССР являлся ведущим предприятием по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов. В постсоветское время признан банкротом и прекратил существование.

Новоостаповская улица, 5с3 - производственный корпус Московского шинного завода (1964) занимает Киностудия ООО «Амедиа Продакшн», здесь снимаются сериалы и телевизионные игры.

А в соседнем здании шинного завода (1-я Дубровская улица, 13Ас1) помимо других арендаторов с 2011 года располагается концертный клуб и английский паб Glastonberry.

На сцене Glastonberry: Валерий Скородед, «Монгол Шуудан»

Александр Чернецкий, «Разные люди»

Дмитрий Судзиловский, «Тринадцатое созвездие»

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.