evgechesnokov

Categories:

Волгоградский проспект. МЗМА

16 апреля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 565А. Волгоградский проспект. МЗМА

За Остаповским путепроводом раскинулся знаковый индустриальный квартал Волгоградского проспекта, где ударными темпами в 1929-1932 годах были возведены два промышленных гиганта - КИМ (известный также как Московский завод малолитражных автомобилей и Автозавод имени Ленинского комсомола), производивший легковые автомобили «Москвич», и ГПЗ-1 - старейший в СССР производитель шарикоподшипников, незаменимых во всех отраслях машиностроения. Оба завода прекратили существование и их территория превращена в строительную площадку жилых комплексов.

Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей «Форд», тогда это был филиал Горьковского автозавода. После войны поступил заказ на производство легкового автомобиля для широких слоёв населения и завод получил всесоюзную известность, выпуская малолитражки «Москвич».

В разные годы завод носил следующие названия: с 1930 по 1939 год - Московский автосборочный завод имени КИМ, с 1939 по 1941 год - Московский автомобильный завод имени КИМ, c 1945 по 1968 год - Завод малолитражных автомобилей, Московский завод малолитражных автомобилей, с 1968 до 1992 год - Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, с 1992 до 2010 года - ОАО «Москвич».

Лучшие модели «народного автомобиля» оказались надёжны, неприхотливы и эксплуатировались владельцами долгие годы. Служебные модификации «Москвича» работали на почте и на скорой помощи, в такси и в милиции, развозили мороженое и школьное питание, а спортивные модели завоёвывали призы в автогонках.

Но технологии не стояли на месте, а Автозавод имени Ленинского комсомола упустил время, потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель стал отдавать предпочтение продукции конкурентов с Волжского автозавода. Когда на рынок хлынули иномарки, участь «Москвича» была предрешена: конвейер остановился в 2002 году, завод объявили банкротом и ликвидировали. 

Новая территория АЗЛК, освоенная в 1971 году в Текстильщиках, сохранила статус производственной площадки технополиса «Москва», а исторический комплекс у Остаповского путепровода был признан бесперспективным для реконструкции, сдавался в аренду под склады, автосервисы, мастерские, интернет-магазины и уже несколько лет здесь происходит поэтапный точечный снос заводских цехов.

Государственный автосборочный завод имени КИМ. С конвейера сошли первые собранные автомобили «Форд-А». 1930 год: https://pastvu.com/p/356953

В 1929 году представители СССР и американской Ford Motor Company подписали соглашение об организации в Нижнем Новгороде производства легковых и грузовых автомобилей марки «Форд». Пока строился ГАЗ, было принято решение об организации отвёрточной сборки автомобилей марки «Форд» моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford и выгодно в плане логистики расположился на пересечении Московской Окружной железной дороги и Остаповского шоссе.

КИМ-10-50 возле проходной АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/574747

КИМ-10 кабриолет

В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название Московский автомобильный завод имени КИМ. В это время специально под мощности завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. С началом Великой Отечественной войны завод пришлось переориентировать на выпуск военной продукции.

МЗМА. Сборочный цех. 1952 год: https://pastvu.com/p/854608

В 1947 году завод вернулся к гражданскому ассортименту, был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей и приступил к серийному выпуску легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была аналогом немецкого четырёхдверного «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась как на советском, так и на трофейном оборудовании, вывезенном с завода в Рюссельхайме.

В 1948 году началось производство полудеревянного фургона «Москвич-422», получившего прозвище «Буратино».

Главный конвейер МЗМА. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/641716

Наиболее успешными в истории завода оказались 1950-1960-е годы. В этот период модельный ряд МЗМА обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Помимо базовых седанов «Москвич-402» и «Москвич-407» впервые в стране стала выпускаться модификация с кузовом «универсал», а также полноприводная версия «Москвич-410». В этот период на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы по созданию полноприводных машин для сельской местности, спортивного купе-кабриолета и микроавтобуса, но от этих планов пришлось отказаться по причине недостаточного финансирования.

Спортивный «Москвич-407» купе

«Москвич-407» универсал

«Москвичи-408» на конвейере. 1964-1969 гг.: https://pastvu.com/p/542498

В 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался новым и современным для тех лет кузовом. 

Спустя три года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич».

«Москвич-408», экспортная версия. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новая модель!» («Бриллиантовая рука», 1968).

Скромные возможности не позволяли создавать автомобили «с нуля» и в новинках хватало архаичных агрегатов, так через переходные модели появился достаточно успешный «Москвич-412». В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз состоялось подписание соглашения между автопроизводителями «Renault» и МЗМА, предусматривающее монтаж французскими инженерами лицензионных конвейеров, позволяющих увеличить производство до 200 000 машин в год. Эта реконструкция завершилась в 1971 году уже в новых корпусах на промплощадке № 2 в Текстильщиках. К тому времени МЗМА вновь сменил название и стал Автозаводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Готовая продукция автозавода на стоянке возле Остаповского путепровода. 1973 год: https://pastvu.com/p/389177

После закрытия АЗЛК эта площадка стала рынком строительных материалов.

Волгоградский проспект, 32к1 - двухэтажное здание с мансардой (1939), профсоюзный комитет автозавода

Волгоградский проспект, 32к2 - Управление конструкторско-экспериментальных работ (1934)

Волгоградский проспект, 32к21 - склад моторов МЗМА (1951), за этим зданием находился погрузочный терминал.

Завод малолитражных автомобилей. 1948 год: https://pastvu.com/p/382525

Автобусная остановка возле заводоуправления МЗМА-АЗЛК

Старый фасад заводоуправления МЗМА. 1958 год: https://pastvu.com/p/924032

Фасад заводоуправления АЗЛК. 1971 год: https://pastvu.com/p/844633

Волгоградский проспект, 32к11 - заводоуправление МЗМА (1948), конструкторское бюро, гаражи, ныне - Московская финансово-юридическая академия

Во дворе заводоуправления МЗМА. 1949 год: https://pastvu.com/p/382880

Волгоградский проспект, 32к5 - здание 1939 года, ныне - Московский городской открытый колледж

Через проходную в здании заводоуправления сотрудники попадали на главную аллею автозавода. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/75651

Главная аллея АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/569822

Волгоградский проспект, 32к8 - главный конвейер КИМ-МЗМА (1939), позднее - моторно-механический цех и кузовной цех АЗЛК. В 2009 году после демонтажа крыши здесь обустроили площадку учебного вождения, автостоянку и погрузочные терминалы складов и магазинов. В центре посреди руин возвышается кирпичный вентиляционный короб. Сохранившийся периметр здания занимает торговый центр «Техно Холл».

Волгоградский проспект, 32к10 - компрессорная станция и боксы Отдела исследований и доводки двигателей (1940)

Волгоградский проспект, 32к12 - электрокарный гараж для обслуживания внутрицеховых электрокаров и вилочных погрузчиков (1948)

Волгоградский проспект, 32к13 - цех станко-инструментального производства (1948)

Главная аллея завершалась у памятника Сталину возле механосборочного цеха № 2. 1961 год: https://pastvu.com/p/2082

Волгоградский проспект, 32к3 - механосборочный цех № 2 (1934)

Крышка люка «ТРУДКОЛОНИЯ Г.Новочеркасск»

Вдоль 2-й улицы Машиностроения на месте уже снесённых корпусов АЗЛК в 2018 году началось строительство жилого комплекса «Метрополия»

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.