evgechesnokov

Categories:

Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ

19 октября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 507. Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ

В 1956 году было принято решение о строительстве Выставочного зала Союза художников СССР на месте стадиона в Бабьем городке. Это был год 100-летия Третьяковской галереи, которая исчерпала свои экспозиционные возможности в Лаврушинском переулке, и к круглому юбилею Третьяковка также получила добро на постройку нового здания на Крымской набережной. Пока архитекторы размышляли над проектами, в 1962 году возникла идея в целях экономии средств объединить под одной крышей оба выставочных пространства. При этом внутренний дворик разделял залы ЦДХ от залов Третьяковской галереи и входы в них были с разных сторон здания.

Стадион Московского городского совета профессиональных союзов. 1927 год: https://pastvu.com/p/661646 

Профсоюзный стадион просуществовал с 1923 по 1938 год, пока на Крымской набережной не начались подготовительные работы для возведения главного здания Академии наук СССР. Был положен фундамент, но начавшаяся война помешала продолжить строительство. 

План 1952 года: http://www.retromap.ru

На детализированном плане Москвы указаны фрагментарные очертания масштабного здания Академии наук, которое проектировал Алексей Щусев. Фотографий того периода не сохранилось, скорее всего, на плане отмечен лишь фундамент. Проект Щусева подвергался критике, архитектор вновь и вновь перерабатывал планировку, изменял этажность и только к 1947 году представил наиболее удачный вариант. Здание Академии должно было состоять из трёх корпусов с двумя внутренними дворами.

В пятидесятые годы взгляды на советскую архитектуру были кардинально пересмотрены и щусевский проект похоронили вместе с остальным сталинским ампиром, а на готовом фундаменте задумали создать, как сейчас принято говорить, «арт-кластер». Проект объединённого комплекса Третьяковской галереи и ЦДХ в 1962-1965 годах подготовил коллектив архитекторов, который возглавляли Николай Сукоян и Юрий Шевердяев. 

Панорама строительства ЦДХ. 1965-1970 гг.: https://pastvu.com/p/99544 Вокруг стройплощадки видны жилые дома в Мароновском переулке, а в левой части снимка - корпуса таксомоторного парка.

Строительство здания ЦДХ на Крымском Валу. 1976-1978 гг.: https://pastvu.com/p/96234

Но и в этом случае что-то пошло не так, словно окрестности бывшего Бабьего городка не предназначались для реализации масштабных идей: строительство комплекса затянулось на долгие годы.

Крымский Вал, 10

В ноябре 1979 года первым открылся Центральный дом художника, располагающий 27 выставочными залами общей площадью 9000 квадратных метров, фондом постоянного хранения, киноконцертным залом на 600 мест.

А вот реализация второй части проекта замораживалась по причине недостаточного финансирования, лишь в 1986 году состоялось открытие нового здания Третьяковской галереи да и то в упрощённом варианте - без мозаичных панно, барельефов и скульптур. 

Строительные работы во внутреннем дворе. 1969-1973 гг.: https://pastvu.com/p/290288

Экспозиция Новой Третьяковки состоит из произведений художников ХХ века - Казимира Малевича, Василия Кандинского, Марка Шагала, Петра Кончаловского, Владимира Фаворского, Павла Филонова, Александра Дейнеки, Веры Мухиной, Сергея Конёнкова, Ивана Шадра и других. Помимо постоянной экспозиции в этих залах можно посетить тематические выставки, мастер-классы.

Пожалуй, наиболее увлекательная часть экспозиции Новой Третьяковки - классика отечественной живописи первых лет Советской власти. Это был очень интересный период в истории искусства, когда художники смело экспериментировали и представляли своё оригинальное видение масштабных перемен, происходивших в стране. Помимо живописных полотен в галерее можно увидеть скульптурные композиции, агитационные плакаты, художественный фарфор, графику.

В 2017 году для популяризации искусства был запущен совместный проект Третьяковской галереи и Московского метрополитена под названием «Интенсив ХХ» - репродукции картин стало возможным увидеть в тематическом метропоезде и на стенах эскалаторных тоннелей.

На фото: Зельфира Трегулова и Максим Ликсутов

«Для проекта выбран особый яркий визуальный язык, с помощью которого можно доступно и интересно рассказать об искусстве ХХ века, привлечь людей. Мы надеемся, что пассажиры метро от «Интенсива» захотят перейти к более глубокому погружению в тему и придут в Галерею, чтобы увидеть подлинные шедевры ХХ века», — считает Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Баннер последней выставки в ЦДХ

А что же соседи Третьяковки? За 40 лет своего существования Центральный дом художника знавал разные ситуации: комфортно чувствовал себя под крылом Союза художников, после распада СССР в девяностые годы выжил в условиях рынка, не только сохранив творческие связи с Союзами художников бывших республик, но и наладив новое сотрудничество. В его залах прошли сотни, а то и тысячи выставок отечественных и зарубежных мастеров, на которые выстраивались длинные очереди. Моё первое знакомство с ЦДХ состоялось в 1989 году как раз на такой топовой выставке скульптурных работ Михаила Шемякина.

«Научная ёлка» в ЦДХ

Литераторы Дмитрий Быков и Даниил Гранин

Музыканты Алексей Кортнев и Андрей Макаревич выступают в концертном зале ЦДХ

Участники фестивалей современной фотографии «Фиксаж». Фото: Виталий Рагулин

Расположенный амфитеатром небольшой киноконцертный зал ЦДХ зачастую не мог вместить всех желающих посетить концерты, в афише можно было найти все музыкальные жанры, а для любителей «важнейшего из искусств» проводились киносеансы, причём в аппаратной установлены проекторы и для плёночных фильмов, и для цифры.

В 2019 году Центральный дом художника прекратил существование и с 1 апреля здание на Крымском Валу полностью перешло в ведение Третьяковской галереи — к «мёртвым художникам», как иронизируют живые современные мастера кисти, лишившиеся своего дома. Согласитесь, что Третьяковка — это мировой бренд и всегда сумеет заполнить залы, показать людям качественные выставки и получить прибыль. Это важно в современных условиях, но куда деваться тысячам современных художников?

Ещё во времена Лужкова ЦДХ собирались уничтожить — полностью снести здание и возвести на его месте деловой центр с музеями, торговыми галереями, гостиницей, но модернистский проект «Апельсин» британского архитектора Фостера оказался слишком дорогим. В итоге советский параллелепипед остался на своём месте, но вот художников из него попросили.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.