evgechesnokov

Categories:

ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильоны «Транспорт» и «Судостроение»

14 апреля 2019 года

Фотопроект «Город на память». 454. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильоны «Транспорт» и «Судостроение»

Большинство посетителей ВДНХ знают этот павильон как «Транспорт». Ну а убелённые сединами горожане расскажут, что изначально к 1939 году на его месте был выстроен павильон «Хлопок», в 1954 году в изрядно реконструированном и подросшем на 11 метров здании обосновалось «Земледелие». По части реинкарнаций павильон оказался среди рекордсменов ВСХВ-ВДНХ: с 1956 года это «Геология, нефть, химия», с 1958-го - «Химическая промышленность». И только в 1967 году на схеме ВДНХ в этом месте появился «Транспорт СССР» и одновременно по соседству - павильон «Судостроение».

На фото: павильон «Судостроение»

Павильон «Земледелие» был головным павильоном земледельческой экспозиции, знакомивший посетителей с тематическими направлениями «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель», «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». Более подробно со спецификой растениеводства можно было ознакомиться в отраслевых павильонах в окрестностях Мичуринского сада и на открытых участках.

Павильон «Хлопок». 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/67546

Павильон «Земледелие». 1954 год: https://pastvu.com/p/64743

Во время реконструкции архитекторы П.Ревякин, А.Игнатьева, А.Громов и В.Туканов добавили павильону новые залы, почти не затрагивая довоенный объём. Новый парадный фасад, украшенный портиком с колоннадой, был выкрашен в сочный зелёный цвет, эффектно контрастирующий с белыми лепными растительными композициями и советской символикой. В центре на крыше установили две скульптуры работы Л.Писаревского, изображающие земледельцев: девушка со снопом и книгой, возможно, агроном, а мужчина в спецовке, скорее всего, тракторист, но он тоже работает по науке и держит в руках какой-то чертёж.

Трактор СХТЗ 15/30 на площади Механизации. 1939 год: https://pastvu.com/p/47884

СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Трактор, разработанный на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30», предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. СХТЗ 15/30 стал самым распространённым довоенным трактором, на такой машине ставила свои трудовые рекорды знаменитая трактористка Паша Ангелина. В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов.

На площади Промышленности в советские годы экспонировалась разнообразная сельхозтехника. На фотографиях - тракторы, отреставрированные Мастерской Шаманского. Наверняка такие машины можно было увидеть и на ВСХВ.

Тракторы «Универсал» предназначались для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами, выпускались с 1930 по 1940 годы в Ленинграде на заводе «Красный путиловец», а с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Они оказались первыми советскими тракторами, поставляемыми на экспорт. 

«Сталинец-65» (С-65) — гусеничный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Мощность дизеля М-17 составляет 65 лошадиных сил, это первый советский серийный трактор, оснащённый дизельным двигателем. Его предшественник, газогенераторный «Сталинец-60», был создан по образцу американского Caterpillar. Машины выпускались с открытыми и закрытыми кабинами, в экипаж трактора входили два человека. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. В 1937 году новый «Сталинец» был удостоен Гран-При на технической выставке в Париже, а спустя два года стал одним из главных героев популярного в СССР кинофильма «Трактористы». Во время Великой Отечественной войны «Сталинцы» использовались для буксировки тяжёлой артиллерии.

С 1937 года Сталинградский тракторный завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-3 с керосиновым двигателем мощностью 52 лошадиных силы. Впервые в массовое производство вошёл трактор, созданный отечественными конструкторами, в разработке принимали участие специалисты завода СТЗ и института НАТИ. Интересно, что в первый год Великой Отечественной войны при острой нехватке танков на фронте, тракторы СТЗ оснащались пушками и пулемётами, обшивались бронелистами и использовались в боях против вражеской пехоты.

Павильон «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/16626

Вертолёт Ка-15 в павильоне «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/695228

Турбо и электробуры для бурения нефтяных и газовых скважин в павильоне «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/16591

Павильон «Химическая промышленность». 1961 год: https://pastvu.com/p/906921  В залах были представлены достижения химической науки, в частности, в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.

В павильоне «Химическая промышленность». 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/887820

В павильоне «Химическая промышленность». 1959 год: https://pastvu.com/p/303657

Павильон «Транспорт СССР». 1973 год: https://pastvu.com/p/266484

Современный вид. Обратите внимание на колонны: хотя декор фасада сохранился, но утрачены капители - лепные украшения в верхней части колонн.

Каждый из залов павильона был посвящён какому-нибудь виду транспорта - автомобильному, железнодорожному, авиаперевозкам и судоходству. Значительную часть экспонатов составляли модели, в мельчайших деталях воспроизводящие новые отечественные корабли, автомобили, локомотивы. В одном из залов располагался макет действующей железной дороги в миниатюре, во время демонстрационных сеансов транспортная система оживала, поезда останавливались на станциях, скрывались в горных тоннелях, проезжали мимо городов и посёлков. Вдруг наступали сумерки, в окнах крошечных домиков включался свет, на улицах зажигались фонари, а поезда продолжали курсировать по своим маршрутам. Для юных посетителей павильон «Транспорт» был просто сказочным местом. 

Диорама «Единая транспортная система». 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/763911

В парадном зале павильона сохранились фрески с изображением трудовых будней колхозников. На неопределённый срок живописный соцреализм скрылся под баннером-растяжкой, реставрация оригинальных фресок потребует времени, привлечения грамотных специалистов, материальных затрат.

Люстра и капители колонн в павильоне «Транспорт». 1998 год: https://pastvu.com/p/61224

В девяностые годы, как и в других павильонах ВВЦ, тематическая экспозиция «Транспорта» была свёрнута и уступила место торговым точкам. Ещё в 2010 году в «Транспорте» продавали саженцы, а спустя год здание было опечатано. Приближалось время перемен, после косметического ремонта павильон вновь открылся - не как торговый, а как выставочный. 

С апреля 2014 года посетители могут увидеть выставку «Россия делает сама», на ней представлены избранные раритеты из коллекции Политехнического музея. Экспозиция посвящена достижениям советских учёных и изобретателей и переехала сюда из реконструируемого музейного здания Политеха. 

Макет атомной бомбы РДС-1 (1949 год). Аббревиатура можно расшифровать как «радиоактивный двигатель Сталина», а сами учёные называли изделие «Россия делает сама». 

Робот Сепулька (1962 год). Создан конструктором М.Александровым и художником М.Гороховым на опытно-экспериментальной фабрике Всесоюзного общества «Знание». Движение робота и голосовая магнитофонная запись включались по радио на расстоянии не свыше 20 метров.

«Наш любимый лунный трактор». «Луноход-1» (1970 год)

Телевизионный приёмник «Ленинград» (1948 год)

В августе 2014 года в вводном зале павильона на выставке-ретроспективе видеоигр всех времён и народов можно было вспомнить детство золотое с давно забытыми волшебными словами «Денди», «Супер Марио», «Сега Мега Драйв». В экспозиции представлена игровая электроника восьми поколений – более 30 оригинальных игровых устройств – от первой домашней приставки Odyssey Magnavox, выпущенной в 1972 году в комплекте с цветными пластиковыми накладками на экран телевизора, до новейшей консолей с восьмиядерным процессором.

Первая в мире игровая домашняя приставка Odyssey Magnavox разработана американским инженером Ральфом Баером. За несколько лет (с 1972 по 1975 год) было продано 330 000 экземпляров этой консоли по цене $99.95. Поиграть можно было в настольный теннис, причём на экране ноль реализма, теннисисты изображены как белые полоски, которые отбивают туда-сюда белый квадратик-мячик. Чтобы поиграть в футбол, жмурки или прятки, на экран телевизора надо наклеить полупрозрачный пластиковый лист, на котором изображены соответствующие новой игре декорации. Играть можно одному или вдвоём.

«Электроника Видеоспорт-3» - отечественный вариант игровой системы pong-типа, выпускавшийся с 1983 по 1990 год на заводе «Экистон» в Павловском Посаде. Советский гаджет стоил 96 рублей. Игроки могли развивать скорость реакции, глазомер, координацию движений в теннисе, футболе и лапте, а воспользовавшись световым пистолетом,- тренировать навыки спортивной стрельбы.

Ещё одна игрушка от советского производителя - «Электроника ИМ» (игра микропроцессорная). Это портативное игровое устройство выпускалось с 1984 года в нескольких модификациях. Самой первой игрой стал пиратский клон Nintendo - «Ну, погоди!», в котором наш Волк заменил чужеземного Микки Мауса.

Приставка Dendy появилась в 1992 году и стала самой популярной видеоигрушкой на постсоветском пространстве. Цена вопроса $94. «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди - играют все!» Кстати, талисман приставки - слонёнок Денди - нарисован российским аниматором Иваном Максимовым. А вообще Dendy был тайваньско-китайским клоном японской Nintendo Entertainment System.  

В Советском Союзе были построены десятки заводов и верфей, со стапелей которых сходили самые современные корабли: рыболовецкие сейнеры, плавучие краны, ледоколы, портовые буксиры, нефтеналивные танкеры, пассажирские суда разных типов, в том числе на воздушной подушке и на подводных крыльях. Некоторые разработки не имели аналогов в мире. Логическим продолжением транспортной экспозиции стал павильон «Судостроение», построенный в 1967 году.

Павильон «Судостроение». 1969 год: https://pastvu.com/p/75070

Катер на ВДНХ. 1960-1965 гг.: https://pastvu.com/p/426724 До постройки специализированного павильона катера выставлялись вокруг павильона «Транспорт СССР» или в круглом пруду на площади Промышленности.

Вывеска «Судостроение» крепилась на стеле в виде корабельной мачты перед павильоном, а у входа установлены два больших якоря с цепями. Архитектура брежневского времени была напрочь лишена декоративных элементов, но создатели павильона всё-таки смогли сделать функциональную постройку запоминающейся благодаря слегка закруглённой пристройке с лестницами и балконами, напоминавшими палубу теплохода. 

Площадь построенного из металла, бетона и стекла павильона была не слишком велика, внутри показывали стенды с фотографиями и текстовой информацией, макеты кораблей, но на открытой площадке можно было выставить крупногабаритные экспонаты. Старожилы вспоминают установленные здесь катера, суда на подводных крыльях, фрагмент корабельной рубки. В небольшом бассейне проводились соревнования по судомоделизму.

Корабельная рубка. 1975 год: https://pastvu.com/p/416643 

В девяностые годы помещения бывшего павильона «Судостроение» арендовали фирмы по производству мясоперерабатывающего оборудования, а затем нуждающееся в ремонте здание оказалось заброшено и снесено в 2014 году в связи со строительством океанариума.

Два снимка 2012 и 2019 годов с одной точки: так было и так стало.

Кафе «Центральное» тоже оказалось заброшенным, но возродилось как кафе «Дельфин».

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.