evgechesnokov

Categories:

ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон

27 марта 2019 года

Фотопроект «Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон

Пройдя под сводами монументальной арки Главного входа, посетители ВДНХ попадают на Центральную аллею с фонтанами и цветниками, которая ведёт к ступеням Центрального павильона. На момент открытия в 1954 году его залы были обильно украшены произведениями мастеров соцреализма и напоминали музей. Но уже к семидесятым годам главный выставочный павильон превратился в торжественную бухгалтерскую книгу: сколько домна выдала, а корова дала и сколько тонн они принесут государству в следующей пятилетке. А позже за роскошными имперскими фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок.

Генеральным планом реконструкции ВСХВ, подготовленном в 1950 году архитекторами А.Жуковым и Р.Кликсом, было предусмотрено расширение и перепланировка территории довоенной выставки, создание парадной центральной оси. Главный павильон высотой 97 метров, увенчанный шпилем со звездой, украшенный скульптурами, гербами, лепниной стал новой доминантой выставочного ансамбля. По итогам архитектурного конкурса право возвести Главный павильон получили Георгий (Юрий) Щуко и Евгений Столяров.

Строительство Главного павильона ВСХВ. 1950 год: https://pastvu.com/p/27832 На заднем плане возвышается стела Конституции, входившая в ансамбль Главного павильона 1939 года. Вскоре довоенные постройки разберут и на этом месте будет разбит цветочный партер между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Каркас Главного павильона ВСХВ. 1951 год: https://pastvu.com/p/69152

Башня павильона внутри представляет собой техническое пространство, заполненное хитросплетениями стальных конструкций над куполом главного зала.

Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин (скульптор П.Яцыно), справа Иосиф Сталин (скульптор А.Кибальников). 

Скульптуры вождей. 1954 год: https://pastvu.com/p/64079

После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована в 1961 году и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1967 году (или в 1970 - к столетнему юбилею Ленина) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии можно было увидеть возле Академии Тимирязева и на Киевском вокзале.

А вот и Сталин вернулся, но вскоре рассыпался.

Четыре скульптурные группы «Рабочий и колхозница» украшают верхний ярус павильона.

Комплекты гигантских букв СССР были смонтированы на всех четырёх фасадах.

Покрытый смальтой Герб СССР - до и после реставрационных работ

На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами шестнадцати советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамён с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой.

Шестнадцатая республика - Карело-Финская ССР - в 1956 году утратила республиканский статус, стала автономией в составе РСФСР и её герб был скрыт. В ходе современной реставрации оформление павильонов восстанавливается по состоянию на 1954 год, так что герб Карело-Финской ССР вновь сверкает позолотой на фасаде Центрального (Главного) павильона.

Стены галерей над входами украшены барельефами на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства», которые выполнила бригада скульпторов под руководством Георгия Мотовилова.

Вытяжки воздуховодов спрятаны в огромные шишки.

Когда-то под землёй было построено большое защитное сооружение (бомбоубежище), которое и сейчас готово использоваться по прямому назначению. Один из входов в подземелье находится у подножия памятника Ленину.

С противоположной стороны Центрального павильона предусмотрена невысокая, но очень длинная трибуна для проведения торжественных мероприятий. Выступающие ораторы могли при этом любоваться, пожалуй, самым красивым столичным фонтаном - «Дружба народов», который создан по проекту Константина Топуридзе. Вероятно, именно здесь и состоялась церемония открытия ВСХВ.

Открытие ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/60527

Вот как описывало это событие пресса: «12 часов дня 1 августа 1954 года. Председатель Главного комитета ВСХВ министр сельского хозяйства СССР И.А.Бенедиктов объявляет выставку открытой. Звучит гимн Советского Союза. Взвивается флаг над Главным павильоном и вместе с ним флаги над павильонами союзных республик. Поток посетителей устремляется в широко распахнутые двери павильонов...»

Экспозиция павильона была представлена в центральном зале и восьми выставочных залах.

В зале Октябрьской революции. 1963 год: https://pastvu.com/p/660039

Зал Октябрьской революции украшали два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года», «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» и скульптурные группы «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос».

Зал Советской Конституции. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/659307

В центре зала Советской Конституции располагались огромные знамена шестнадцати союзных республик, в нишах установлены живописные панно: «Открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина», «Студенты у нового здания МГУ», «Избранники народа — депутаты Верховного Совета в Кремле», «Советский народ имеет право на отдых».

Зал Советской Конституции. 1954 год: https://pastvu.com/p/659305

Зал сельского хозяйства. 1960 год: https://pastvu.com/p/660038

Экспозиция Главного павильона показывала индустриальную мощь Советского Союза, успехи в коллективизации и механизации сельского хозяйства, перспективы развития и заботу партии и правительства о благе народа. Естественно, что на сельскохозяйственной выставке акцент был сделан именно на достижениях аграриев - витрины наглядно демонстрировали сортовые богатства СССР по зерновым, техническим, овощным, бахчевым, кормовым и плодовым культурам.

Интерьеры Главного павильона. 1954 год: https://pastvu.com/p/270580

После трансформации ВСХВ в ВДНХ в 1959 году изменилось и наполнение Главного павильона, открылись залы «Достижения СССР в развитии тяжелой индустрии», «Развитие топливной и энергетической промышленности».

Карта развития промышленности СССР. 1970-1974 гг.: https://pastvu.com/p/864255

В девяностые годы центральный круглый зал павильона отдали Ассамблее народов России для размещения делового и культурного центра Дом народов России, а остальные залы арендовали торговые фирмы (вовсе не бутики мировых брендов, а развалы ширпотреба, в основном, из азиатских стран) и коммерческие выставочные проекты - таким образом ВДНХ (ВВЦ) приспосабливалась к выживанию в новых условиях. Здесь открылись музей подарков шоу «Поле чудес» Леонида Якубовича, Музей восковых фигур и даже выставка живых акул.

Для увеличения торговых площадей в павильоне был построен второй этаж, о сохранности интерьеров никто и не задумывался, тяжёлые роскошные люстры заменены на тусклые люминесцентные лампы, уцелевший местами оригинальный паркет безнадёжно испорчен. Снаружи фрагменты декора из латуни и анодированного алюминия разворованы вандалами, гранит утрачен и заменён на цветную плитку, а часть старого плиточного покрытия на балконах по бокам здания разбита. Уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные стыдливо заменены фанерными муляжами. 

Лишь после выдворения торговцев в результате ремонтных работ в 2014 году посетителям открылись некоторые оригинальные фрагменты советского декора.

Самая удивительная находка была сделана в зале «СССР в борьбе за мир во всем мире» - за фанерной фальш-стеной был обнаружен горельеф выдающегося скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» 

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу - слава!». 1954 год: https://pastvu.com/p/611067

Монументальная композиция появилась в Главном павильоне ВСХВ в 1954 году, но концу 1960-х борьба с «излишествами в архитектуре» добралась до главной выставки страны, горельеф в Центральном павильоне спрятали за фальш-стеной как несоответствующий новым требованиям советской эстетики.

Небрежное обращение с памятником в минувшие годы повлекло утраты скульптурных голов и конечностей. По словам реставратора Инны Пчеловой, потери составили около 30%. Но они оказались восполнимы — когда горельеф открыли, вокруг было обнаружено множество фрагментов, не найдены только три большие головы.

В 2015-2016 годах в Центральном павильоне проходила выставка «Художники ВДНХ». В экспозиции были представлены работы российских и советских художников, скульпторов, мастеров декоративного искусства, в разное время создававших образ главной выставки страны. В этой ответственной работе приняли участие Александр Дейнека,Александр Герасимов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Аркадий Пластов, Дмитрий Налбандян, Владимир Фаворский.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.