evgechesnokov

Categories:

ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход

25 марта 2019 года

Фотопроект «Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход

ВДНХ занимает площадь 235 гектаров, считается, что это крупнейший в мире комплекс, в котором есть место выставочным и музейным площадкам, развлечениям и зелёной зоне отдыха. Ежегодно выставку посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход, пройдя под триумфальной аркой с барельефами и скульптурной группой «Тракторист и колхозница». Спроектировал это монументальное сооружение архитектор Иннокентий Мельчаков, который работал также над оформлением белорусского и прибалтийских павильонов.

Вскоре после возрождения ВСХВ добираться до выставки стало проще - в 1958 году открылась для пассажиров станция метро «ВСХВ», спустя год переименованная одновременно с самой выставкой в «ВДНХ». История Москвы - это и история городского транспорта. Так получилось, что сюжет про Главный вход посвящён не столько архитектуре, сколько различным транспортным средствам, так или иначе связанным с ВДНХ.

После переименования ВДНХ в ВВЦ предлагалось переименовать и одноимённую с выставкой станцию метро, но эта идея не была реализована. Среди возможных новых названий рассматривались варианты: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая».

От проспекта Мира к выставке ведёт широкая аллея, в советское время здесь были установлены флагштоки, на которых развевались гигантские полотнища. 

Вид на ВДНХ из гостиницы «Космос». 1985 год: https://pastvu.com/p/79997

В 1990-е годы часть аллеи (1-й Поперечный проезд) была застроена двухэтажными магазинами, позднее снесёнными в ходе реконструкции Музея космонавтики. Уже лет двадцать здесь собираются уличные музыканты. Наибольшей популярностью пользуются исполнители хитов группы «Кино», а в последние годы с этническими песнями гастролируют музыканты из Эквадора. Вайшнавы (они же - кришнаиты) проводят здесь харинамы - красочные шествия с танцами и распеванием маха-мантры «Харе Кришна».

В окрестностях тусуются местные неформалы и бездомные, среди постоянных попрошаек можно встретить инвалидов, старушек и даже темнокожих африканцев. По статистике правоохранительных органов, прилегавшая к метро территория ещё недавно входила в тройку самых криминогенных районов Москвы, уступая лишь Комсомольской площади и Старому Арбату. Но со сносом торговых точек в 1-м Поперечном проезде ситуация изменилась к лучшему.

Дорога от проспекта Мира к Главному входу. 2000 год: https://pastvu.com/p/29019

Добраться до ВДНХ можно и на поезде монорельсовой транспортной системы, только ходят поезда теперь раз в полчаса и, вероятно, скоро монорельс вовсе прекратит обременительное для городского бюджета существование.

Вид на Главный вход из окна поезда

Долгое время станция метро «ВДНХ» была конечной на «оранжевой» Калужско-Рижской линии, вся нагрузка по перевозке горожан в Медведково, Бабушкино, Бибирево и другие окраинные районы ложилась на постоянно переполненный наземный транспорт - возле Главного входа выставки существовал грандиозный пересадочный центр с трамвайным и троллейбусным кольцами, десятками автобусных маршрутов. 

Бело-красные «Икарус-180» были самыми вместительными автобусами конца 1960-х - середины 1970-х годов и курсировали от ВДНХ на окраины.

Автобусная станция ВДНХ-Южная. 1959-1964 гг.: https://pastvu.com/p/386950 На заднем плане - начало улицы Академика Королёва.

К сожалению, ажурные чугунные конструкции с навесом от дождя и скамейками для ожидания транспорта были уничтожены сравнительно недавно, а на их месте построены двухэтажные диспетчерские станции с закусочными, магазинами, прокатом.

А это давно новинка Мосгортранса - электробус заменил троллейбусы на 73 маршруте.

Фонарные столбы пятидесятых годов заменены на современные.

Кстати, малоизвестный факт: на картах начала ХХ века на этом месте обозначен ипподром, овал которого был востребован и велосипедистами: ипподром периодически превращался в циклодром - стадион для велогонщиков.

Останкинский ипподром. 1909 год: https://pastvu.com/p/359194

Велогонки в Останкино. 1916 год: https://pastvu.com/p/84241

Последний раз ипподром указан на карте 1925 года: http://www.retromap.ru

Трамвайное кольцо у Южного входа ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/80655 К открытию ВСХВ были проложены два трамвайных разворотных кольца - на севере и на юге.

Трамвайное кольцо у Южного входа ВДНХ. 1992 год: https://pastvu.com/p/31901 Со временем надобность в Южном (как и в Северном трамвайном кольце) отпала. 

До начала девяностых годов здесь ещё разворачивался 17 маршрут, который затем был продлён до Останкинского пруда. А Южное кольцо запомнилось именно таким - неухоженным и заросшим кустарником, из-за которого выныривал трамвай. За кольцом располагался отстойник городской дорожно-коммунальной техники - снегоуборочных, поливальных и других специальных машин. 

Современный вид этой местности

Скульптурная композиция «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Будилов и А.Стрекавин) в 1939 году украшала стелу Конституции, входящую в ансамбль тогдашнего Главного павильона. 

Строительство Главного входа. 1952 год: https://pastvu.com/p/27847

ВСХВ. Скульптура «Тракторист и Колхозница». 1939 год: https://pastvu.com/p/17712

Ко второму открытию выставки монументальный символ ВСХВ был обновлён скульптором Сергеем Орловым и установлен на вершине арки Главного входа. В этой версии бетонные поверхности скульптуры были облицованы смальтой золотистых оттенков, тракторист и колхозница переоделись, изменились их позы - тракторист теперь двумя руками держит сноп, а не обнимает свою коллегу.

Арка украшена четырнадцатью барельефами с изображениями трудящихся, но лишь четыре из них - оригинальные, а остальные - повторы. Возможно, создатели арки торопились и не успели подготовить 14 разных сюжетов? На фотографиях видно, что ещё в 1952 году барельефы были закреплены на арке. Говорят, что ВСХВ могла открыться не в 1954-м, а годом раньше, но планы изменились в связи со смертью Сталина.

Инсталляции во время фестиваля «Круг света»

Справа и слева от арки расположены кассовые павильоны

В правом крыле находились почта и телеграф

Фонтанчик на фасаде общественного туалета

Монументальные постройки ВСХВ-ВДНХ идеально подходят для рекламных фотосъёмок - презентации достижений отечественного автопрома.

ГАЗ-13 «Чайка» на ВСХВ. 1958 год: https://pastvu.com/p/57845

Новый электромобиль

Парад клуба «Следопыты АвтоМотоСтарины». 1978 год: https://pastvu.com/p/52708 Старинные автомобили тоже неплохо смотрятся на фоне павильонов ВДНХ.

Первое московское такси

Финиш ралли «Золотое кольцо»

Показ лучших экспонатов из музейной коллекции Мосгортранса давно стал событием традиционным и неизменно привлекающим горожан любого возраста. Особый интерес вызывают троллейбусы, которые в пятидесятые-шестидесятые годы курсировали по территории ВДНХ.

Иллюстрация: http://www.retromap.ru
Иллюстрация: http://www.retromap.ru

Кольцевой маршрут проложен по периферии выставки с остановками Главный вход, Северный вход, Усадьба МТС, Животноводческая, Звероводство, Водное хозяйство, Ботанический сад, Мичуринский сад, Зелёный театр, Административный корпус, Южный вход, Главный вход.

Троллейбус ТБЭС-ВСХВ. 1959 год: https://pastvu.com/p/20901

ТБЭС-ВСХВ - советский двухосный двухдверный троллейбус Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанный как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ. Троллейбусы ТБЭС отличались от серийных МТБ-82 эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами. Маршрут «Выставочный» действовал с 1954 по 1970 год, в будни на линии работали восемь машин, в выходные - двенадцать.

Один из троллейбусов ТБЭС-ВСХВ сохранился до наших дней и участвует в парадах ретротроллейбусов.

МТБЭС эксплуатировался на столичных маршрутах с 1963 по 1972 год, его можно увидеть в кинофильме «Берегись автомобиля!»

Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС на ВДНХ. 1969 год: https://pastvu.com/p/32054

Воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус» МТБ-82Д курсировал по московским маршрутам в 1954-1971 годах.

ЗиУ-5 выпускался Заводом имени Урицкого и эксплуатировался в 1960-1976 годах.

Автозавод имени Сталина в 1934-1941 годах наладил массовое производство автобусов ЗиС-8, эксплуатировавшихся до 1951 года. На таком «Фердинанде» разъезжали Жеглов и Шарапов в культовом детективе «Место встречи изменить нельзя».

ЗиЛ-158 — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода.

В дни городских праздников на ВДНХ приезжают также грузовые и специальные автомобили, таксомоторы разных лет, пожарные и милицейские машины.

Местные байкеры объединились в сообщество «Моторы ВВЦ»

В советские годы по территории ВДНХ курсировали не только троллейбусы, но и автопоезда, и мототакси.

Автопоезд РАФ (Рижский автобусный завод). 1961-1970 гг.: https://pastvu.com/p/20945 Максимальная скорость автопоездов ограничивалась 15 километрами в час, так как тормозами оснащался только автобус-тягач.

Автопоезд РАФ-«Рига». 1962-1969 гг.: https://pastvu.com/p/748150

Автопоезд РАФ. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/66581 Для обслуживания во время Олимпийских игр спортсменов и делегаций РАФ изготовил автопоезда, состоящие из седельного тягача РАФ-3407 и двух вагонов. Такие автопоезда курсировали по Олимпийской деревне, а затем были переданы на ВДНХ.

Один из вариантов маршрута автопоезда.

В девяностые годы на ВВЦ появились частные предприниматели - велорикши.

Велосипед - самый удобный способ передвижения по аллеям ВДНХ.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.