evgechesnokov

Categories:

Тверская улица и Концертный зал Чайковского

22 января 2019 года

Фотопроект «Город на память». 430. Тверская улица и Концертный зал Чайковского

В советское время улица Горького продолжалась и дальше до Белорусского вокзала, но с возвращением дореволюционной топонимики главная московская улица вновь поделилась на два отрезка - на Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую. Финальный сюжет про достопримечательности Тверской улицы завершается в Концертном зале имени Чайковского, открывшемся в 1940 году на месте «очага безнравственности» - именно так до революции современники называли театр «Буфф-миниатюр» Шарля Омона.

Когда-то это была городская усадьба, которую в 1830 году владельцы продали глазной больнице - Отдельному заведению для пользования страждущих глазными болезнями. Больница была задумана как благотворительная, чтобы «безденежно подавать помощь бедным людям, страждущим глазными болезнями, и снабжать их, без всякой платы, потребными лекарствами». Стационарное лечение для неимущих пациентов также было бесплатным.

Московская глазная больница. 1940 год: https://pastvu.com/p/763929

Во время реконструкции улицы Горького в 1940 году Московская глазная больница была не только передвинута вглубь переулка, но и развёрнута фасадом. Новая площадка была ниже на четыре метра, что позволило сначала возвести там фундамент и первый этаж, а после надвинуть на них историческую постройку.

Тверская улица, 24 - жилой дом

В Старопименовском переулке причудливо сочетается застройка разных эпох: городская усадьба Хованских XVII века соседствует со сталинкой Октябрьского райсовета (построенной, по слухам, на месте церковных захоронений), доходный дом 1914 года оказался окружён брежневками, то тут, то там растут современные новостройки.

Тверская улица, 26 - гостиница «Мариотт Гранд-Отель» (1997), в которой останавливаются высокопоставленные зарубежные гости, музыканты, голливудские звёзды и даже президенты США Клинтон и Буш. На месте фешенебельного отеля стоял заброшенный комплекс дореволюционных доходных домов, который периодически поджигали хулиганы или бездомные. Впрочем, как говорят, в Москве просто так ничего не горит.

Пожар на улице Горького. 1986-1990 гг.: https://pastvu.com/p/170905

В Благовещенском переулке жил великий Аркадий Райкин.

Тверская улица, 27-29 - жилой дом состоит из нескольких объёмов, в основе которых сохранены дореволюционные здания (1946—1949, архитектор И.Соболев)

На фото: журналист Илья Варламов на собственном опыте проверяет доступность городской среды для инвалидов на Тверской улице.

Тверская улица, 28 - доходный дом Александра Пороховщикова (1873, архитектор Август Вебер) в девяностые был реконструирован - фактически выстроен заново, остался лишь фасад.

Тверская улица, 30с5-6 - доходный дом XIX века в первые годы советской власти стал коммуналкой, на первом этаже открылись магазины. Хотя здание считается ценным (в его основе палаты XVIII века, в доме жил и работал художник-передвижник Василий Перов), у городских властей были планы его сноса под строительство гостиницы. Сейчас дом завешан строительной сеткой в ожидании то ли сноса, то ли реконструкции. 

Улица Горького, 30. 1967 год: https://pastvu.com/p/250592

За ним в 1902 году был построен доходный дом (Тверская улица, 30с1, архитектор Н.Сычков), фасад которого в советские годы был украшен по тогдашней архитектурной моде.

В 1897 году известный антрепренёр Шарль Омон взял в аренду сад «Чикаго», переименовал его в «Аквариум», а спустя несколько лет построил новое каменное здание театра «Буфф», для чего были снесены все павильоны бывшей электрической выставки на Садовой-Триумфальной улице. Архитектор Модест Дурнов планировал сделать вход в виде пасти дракона, поглощающего поток публики, но губернатор Москвы князь Владимир Голицын посчитал эту идею безнравственной. 

Триумфальная площадь. Театр Омона. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/828998

Не менее безнравственными оказались концертные программы Омона «с настоящим парижским канканом и самой изысканной парижской порнографией» (как писал журнал «Новое слово»). Впрочем, публика была в восторге. В увеселительном заведении предприимчивого француза выступали французские звёзды и российские артисты - цыганский  хор, танцовщики, куплетисты. 

После революции национализированное здание передали Театру РСФСР, позднее Гостеатру имени Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание, превратив его в самый большой и современный театр в Москве. Проект с трансформируемой сценой, крышей-куполом и стеклянным потолком был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым и Михаилом Бархиным. Главной задумкой режиссёра было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Но Мейерхольд попал в опалу, театр был закрыт.

Триумфальная площадь. 1920-1935 гг.: https://pastvu.com/p/6798

Здание Концертного зала имени П.И.Чайковского. 1957-1959 гг.: https://pastvu.com/p/68482

Недостроенное здание в 1938 году передали Московской филармонии и спустя два года в нём открылся Концертный зал имени Чайковского, отделочными работами руководил архитектор Дмитрий Чечулин. В концертном зале сейчас сохранилась изначальная внутренняя планировка — расположение зрительных мест, поднимающихся вверх в виде амфитеатра, большие проходы, связывающие фойе, зал и сцену в традициях средневекового площадного театра. По легенде, руководитель первого в СССР профессионального ансамбля народного танца Игорь Моисеев осмелился намекнуть Сталину об отсутствии помещения и обращение балетмейстера к вождю резко ускорило темпы строительства Московской филармонии, которое завершили метростроевцы, работавшие тут же на станции «Маяковская».

Станция «Маяковская» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова»-«Сокол». Своды центрального зала украшают мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки.

Вернёмся из подземелья в концертный зал.

Концертный зал имени Чайковского. Фойе. 1940-1942 гг.: https://pastvu.com/p/3860

Концертный зал имени Чайковского. Зрительный зал. 1940-1942 гг.: https://pastvu.com/p/3859

В 1950 году над сценой водрузили Герб СССР с шестнадцатью лентами (рекордное количество советских республик, позднее Герб был заменён), впервые в СССР в зале была применена система приточной вентиляции через каналы в спинках зрительских кресел. В 2004-2005 годах зал реконструировали, установив новые кресла, изготовив сцену-трансформер, усовершенствовав акустику. При этом в фойе вернули некоторые утраченные детали интерьера тридцатых годов. В зале проходят музыкальные фестивали, концерты академической музыки и спектакли, которые ежегодно посещают более 350 000 человек.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.