evgechesnokov

Category:

Маросейка и Музей военной формы одежды

26 сентября 2018 года

Фотопроект «Город на память». 398. Маросейка и Музей военной формы одежды

Маросейка является частью древней Покровской улицы и получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Малоросейка — Маросейка), которое находилось на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулков, на месте нынешних домов № 9 и № 11. В подворье останавливались приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, духовные деятели.

Значительная часть Маросейки и по сей день сохраняет застройку первой половины XIX века. В 1954 году постановлением Моссовета в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией Маросейка была переименована в улицу Богдана Хмельницкого, а в 1990-м улице вернулось историческое название.

Вид на Маросейку от Ильинской площади. 1923-1928 гг.: https://pastvu.com/p/8790

Вид на Маросейку от Ильинской площади. 1967 год: https://pastvu.com/p/1675

Маросейка, 2с1 - главный дом усадьбы Варвары Разумовской построен в 1796 году в стиле классицизма. Основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трёхэтажные крылья. К нему примыкает жилой флигель с торговыми лавками и квартирами внаём. Здание уцелело во время пожара 1812 года: в нём находилась резиденция французского маршала Мортье, которого Наполеон назначил губернатором Москвы. В 1975 году на первом этаже был устроен проход к станции метро «Китай-город».

Маросейка, 3с1 - здание Птицеводсоюза построено в 1928-1930 годах по проекту архитектора В.Цветаева. В XVIII веке на этом месте находилось подворье Николо-Угрешского монастыря - два двухэтажных каменных здания, в одном из них была часовня и гостиница для настоятеля и монастырской братии, другое занимали трактир и харчевня. В 1870-х годах обветшавшие постройки снесли и возвели новые, а уже на их фундаменте с сохранением части стен подворья выросло здание, в котором сначала размещались конторы Союзкрупа, Свиноводсоюз, Инкубатороптицецентр, Центральный яично-птичный союз, с 1935 по 1938 год - Наркомфин, а с 1939-го и до краха СССР - ЦК ВЛКСМ. 

Маросейка, 4с1 - жилой дом купца П.Гусятникова (конец XVIII века)

Маросейка, 5с2 - храм Святителя Николая в Кленниках построен в 1657 году в стиле московского барокко. Храм не раз обновлялся после пожаров, в 1749 году возведена трёхярусная колокольня. В 1927 году утраченный первоначальный внешний декор был восстановлен в ходе реставрационных работ, но спустя пять лет церковь закрыли с приспособлением помещений для учреждений ЦК ВЛКСМ. 

Маросейка, 7с1 - Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Сытина (1913-1914, архитектор А.Эрихсон). Здесь размещались склады, конторские помещения, квартиры, а также главный книжный магазин Товарищества. Ранее на этом месте находилась усадьба Шаховских.

Маросейка, 6-8с1 - усадьба Салтыковых, доходный дом с лавками объединил главный дом и флигели городских усадеб конца XVIII века.

Маросейка, 9с1 - городская усадьба, гастрономический магазин купца А.Белова, доходный дом П.Хвощинского (1892, архитектор А.Обер), строение 2 (1896, архитектор И.Залесский)

Маросейка, 11с1 - Малороссийское подворье, в основе здания – палаты, выстроенные в конце XVII веке для В.Нарышкина. Пётр I распорядился устроить здесь школу пастора Э.Глюка, затем дом не раз менял владельцев, которые меняли декор фасада, надстраивали этажи и боковые крылья. Когда-то на втором этаже был большой зал, позднее между вторым и третьим этажами появилось потайное пространство без окон. В 1880 году здесь открыли воспитательный дом для детей-сирот и вскоре Елизаветинскую женскую гимназию.

Маросейка. 1908-1912 гг.: https://pastvu.com/p/46498

Маросейка, 10с1 - кирпичный жилой дом (1899, архитектор Э.Юдицкий)

Маросейка, 12 - торговый дом товарищества «Треугольник» (1916, архитектор М.Лялевич). В советское время здание занимало Министерство машиностроения СССР, с девяностых годов его занимают различные силовые структуры, в том числе Федеральная служба налоговой полиции, про которую даже снят сериал «Маросейка, 12».

Доходный дом товарищества «Треугольник». 1915 год: https://pastvu.com/p/663365

Маросейка, 13с1 - доходный дом А.Лобзева (1906, архитектор Яковлев)

Маросейка, 13с2 - жилой дом (1905, архитектор Э.Нирнзее)

Маросейка, 13Ас1

Маросейка, 13с3 - руины одноэтажного здания

Краевед Александр Усольцев показывает неизвестную Маросейку

Маросейка, 15 - кирпичный жилой дом (1902)

Маросейка, 14с3 - храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке построен на месте сгоревшей церкви в 1639 году, позднее здание перестраивал архитектор М.Казаков. Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы Фёдор Тютчев и Фёдор Достоевский. После революции Советская власть закрыла храм, были конфискованы церковные ценности, а в начале 1930-х годов под предлогом расширения улицы здание предполагалось снести. Впрочем планы изменились и в перестроенном бывшем храме размещались склады, мастерская, клуб автомототуристов. В ходе реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы, храм возвращён верующим.

Маросейка. 1967-1969 гг.: https://pastvu.com/p/551517

Маросейка, 17с1 - здание построено в 1750-1760 годах для полковника М.Хлебникова по проекту неизвестного архитектора, не исключено, что его создатели Баженов или Казаков. Сейчас здесь размещается Посольство Республики Беларусь.

При Посольстве открыт культурный центр

На сцене университетский «Театр Документа» из Минска

2010 год. Борис Немцов на акции в поддержку белорусских журналистов и правозащитников.

Маросейка - короткая улица и прогулку можно продлить, свернув в один из переулков. В Петроверигском переулке в бывшем доме городской усадьбы Тургеневых-Боткиных располагается Музей военной формы одежды, созданный по инициативе Российского Военно-исторического общества.

Петроверигский переулок. 1913 год: https://pastvu.com/p/47425

Дом состоит из двух самостоятельных объёмов — главного дома усадьбы и расположенного к северу от него жилого флигеля. Особняк построен на горе и в то время, когда вокруг не было высоких зданий, вид из него был замечательный, «всё Замоскворечье и Воробьёвы горы видны». После смерти его владельца директора Московского университета И.Тургенева дом был приобретён на аукционе купцом-чаеторговцем П.Боткиным, который занялся перестройкой здания: фасады приобретают обработку в стиле позднего ампира - ионические капители, венки с лентами, богатая лепнина на античную тему между пилястрами портика. Тогда же были возведены два парных дворовых флигеля.

После революции в доме были открыты курсы Коммунистического интернационализма и курсы подготовки состава Красной армии. В первые годы советской власти купеческий особняк поделили на коммунальные квартиры, а позднее в нём размещались детский сад, ясли, склад издательства «Медицина», Московский городской Совет по туризму и экскурсиям.

В 2016 году в здании были завершены реставрационные работы и в его залах разместился Музей военной формы одежды. Это один из самых молодых столичных музеев, его первая экспозиция открылась для посетителей в феврале 2017 года. Но контент представлен уникальный - за остеклёнными витринами выставлены подлинные мундиры, головные уборы, обувь, холодное оружие, походные сумки воинов Российской Императорской армии. 

«Идея музея заключается в том, чтобы показать всю эволюцию развития военной формы, мундира и защиты русского воина от Рюрика и до сегодняшних дней»,- прокомментировал министр культуры и председатель РВИО Владимир Мединский.

В основе коллекции «Спасённые реликвии. Два века славы» - предметы из запасников Музея Вооруженных сил, которые, к сожалению, дошли до наших дней в печальном состоянии. Российское военно-историческое общество обратилось с запросом в Министерство обороны и армейское ведомство открыло запасники. Реставрацию осуществили лучшие специалисты Центра имени И.Грабаря и НИИ реставрации. На сегодня около 75 предметов доступны для осмотра.   

Если в экспозиции представлены подлинные экспонаты давно минувших дней, то в музейном сквере посетителей встречают новоделы, чья художественная ценность под большим вопросом. Автором десятков бюстов на «Аллее правителей России» стал Зураб Церетели, чьи спорные работы заполонили столицу ещё при Лужкове. Скульптор тряхнул стариной, но, вероятно, был так рад заказу, что очень спешил и не слишком стремился к портретному сходству с историческими персонажами. 

По мнению одного из посетителей, у шоколадного зайца больше сходства с настоящим зайцем, чем у этих бюстов с князьями и царями. Хорошо, что машины времени не существует и настоящий «аз есмь царь» Иван Васильевич не сможет увидеть себя в столь карикатурном виде. Немного парадоксальная ситуация, характерная для современной России — на «Аллее правителей» бюст Ленина не так уж далеко от бюста Николая II, а Герой социалистического труда Зураб Церетели отдаёт дань памяти последнему императору.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.