evgechesnokov

Category:

Рогожская слобода и Рогожское кладбище

8 ноября 2020 года

Фотопроект «Город на память». 624. Рогожская слобода и Рогожское кладбище

Основанная в XVIII веке Рогожская старообрядческая слобода стала центром культурной и духовной жизни московских старообрядцев - православных верующих, не принявших церковную реформу патриарха Никона. Несмотря на сложные отношения с официальной Церковью, многие из них занимали высокие государственные должности, стали известными промышленниками, учёными и меценатами.

За Рогожской заставой вырос огороженный деревянным забором городок с четырьмя храмами, шестью богадельнями, больницей, училищем, богословским институтом и типографией, в поселении проживали 1600 человек. Своим возникновением Рогожская старообрядческая слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей земли и разрешившей строить церкви в благодарность за вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы.

Смотрите старые фотографии: Рогожская слобода. 1912-1920 гг.: https://pastvu.com/p/6581

Русско-турецкая война 1768-1774 годов завершилась для Российской империи победоносным выходом к Чёрному морю, в её состав вошли первые земли в Крыму - порты Керчь и Еникале. Но успехи армии и флота были омрачены страшным заболеванием, проникшем в 1770 году в Москву вместе с ранеными солдатами и трофейными обозами. Одними из первых жертв эпидемии чумы стали пациенты военного госпиталя в Лефортове. Предпринятые карантинные меры оказались запоздалыми, «моровая язва» уже распространилась по городу.

Выполняя указ императрицы Екатерины II «умерших от болезни по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах», в 1771 году за городской чертой образовались новые кладбища - Пятницкое, Ваганьковское, Преображенское, Рогожское.

Памятный знак жертвам чумы

Считается, что первым умершим чумным, похороненным на Рогожском кладбище, стал купец-старообрядец Матвей Сумнин, скончавшийся 11 сентября 1771 года. Уже после завершения эпидемии на погосте обрели последний приют многие представители нескольких поколений знаменитых и малоизвестных старообрядческих родов - купцы, священники, крестьяне. 

Под старообрядцами понимают православные религиозные общины, которые в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Среди старообрядцев, вписавших свои имена в историю Российской империи, - купцы Шелапутины, книгоиздатель Козьма Солдатёнков, фарфорозаводчик Матвей Кузнецов, текстильные фабриканты Рябушинские и многие другие.

Смотрите старые фотографии: Рогожское старообрядческое кладбище. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/51516

Смотрите старые фотографии: Старообрядческий крестный ход. Верующие направляются на Рогожском кладбище. 1906 год: https://pastvu.com/p/6588

В ХХ веке Рогожское кладбище перестало быть только старообрядческим, а самые ранние надгробия были уничтожены в первые десятилетия советской власти. Распиленные надгробные камни использовались при облицовке набережных Москвы-реки и строительстве станций метрополитена.

До наших дней здесь сохранилась усыпальница семьи Морозовых. Основателем династии стал Савва Морозов - крепостной крестьянин, который с юности брался за любую работу и смог на накопленные деньги выкупить себя и семью из крепостной неволи. Предпринимательскую деятельность он начал с небольшой ткацкой мастерской, а его сыновья продолжили дело и создали в России сеть ткацких и красильных мануфактур. Помимо большого вклада в экономику страны, Морозовы вошли в историю благотворительными делами.

Захоронение старообрядческого духовенства располагается на возвышенном месте за старинной оградой, здесь можно увидеть ряды чёрных саркофагов и белых восьмиконечных крестов. Под ними покоятся старообрядческие архиепископы Антоний, Саватий, Аркадий, Конон, Иринарх, Иосиф, епископы Анастасий и Геронтий, священники и монахи.

На Рогожском кладбище можно почтить память героев Великой Отечественной войны, возложить цветы к мемориалу защитникам Москвы, которые умерли от ран в госпиталях в 1941 году.

Долгое время Рогожская слобода сохраняла патриархальный жизненный уклад, а в советское время территория Рогожского посёлка была занята общежитиями и различными организациями. После 1997 года началась передача Церкви рогожских строений, реставрация и ремонт обветшавших зданий при содействии московских властей. Теперь здесь размещается Духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище.

Святые врата

Южные врата

Смотрите старые фотографии: Южные врата. 1906 год: https://pastvu.com/p/427058

В 1771 году в разгар эпидемии на Рогожском старообрядческом кладбище была сооружена первая деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца, спустя пять лет заменённая на каменный храм. В 1854 году Никольский храм отобрали у старообрядцев в пользу единоверцев, после чего полностью перестроили по проекту архитектора Василия Карнеева. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веке русско-византийскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами кокошников относятся к более раннему периоду.

Смотрите старые фотографии: Единоверческая церковь святого Николая Мирликийского. 1883 год: https://pastvu.com/p/638071

Проект главного кафедрального собора подготовил знаменитый русский зодчий Матвей Казаков, немало преуспевший в украшении Москвы в годы правления императрицы Екатерины II. Впрочем, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил запретил раскольникам возводить столь огромный храм и размеры сооружения пришлось уменьшить. И даже с учётом этого ограничения открывшийся в 1792 году собор Покрова Пресвятой Богородицы считался самым большим в Москве до постройки храма Христа Спасителя и мог вместить 7000 верующих.

Фасады здания были оформлены скромно и строго, а внутренние интерьеры поражали богатым убранством: стены и своды расписали палехские мастера, помещения освещались лампадами и паникадилами из бронзы, серебра, золота, в храме хранилось более 1500 икон древнего византийского письма, работы царского иконописца Никиты Павловца и мастеров школы Андрея Рублёва. Во время наполеоновского нашествия прихожане успели спрятать святыни до прихода французской армии.

Смотрите старые фотографии: Покровский собор. 1883 год: https://pastvu.com/p/638067

Смотрите старые фотографии: Распечатанный алтарь в Покровском соборе. 1905 год: https://pastvu.com/p/77157

Смотрите старые фотографии: Покровский собор и стадион. 1988 год: https://pastvu.com/p/173591

Вид со стороны бывшего стадиона

В середине XIX века старообрядцы впали в немилость и с 1856 по 1905 год алтари Покровского собора были опечатаны, гонения прекратились после выхода указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Советская власть в принципе не жаловала верующих, государство конфисковало часть церковных ценностей Рогожской общины, вывезя более тонны жемчуга и серебра. Прямо у стен старинного храма был устроен стадион, но богослужения в Покровском соборе продолжались всегда. Храмовый комплекс стал возрождаться в 1995 году с началом реставрационных работ, проект которых позднее стал лауреатом конкурса столичного правительства «Московская реставрация».

Собор Рождества Христова сооружён в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. Богослужения были прекращены в 1929 году решением советских властей и в здании открыли рабочую столовую и буфет. Позднее храм использовался для размещения запасных фондов музеев Московского Кремля и игровых автоматов «Союзаттракцион». Внутреннее убранство оказалось полностью уничтожено, здание пришло в аварийное состояние и было восстановлено в наши дни. В Христорождественском храме проходят молебны, открыта выставка по истории старообрядчества.

Смотрите старые фотографии: Собор Рождества Христова. 1883 год: https://pastvu.com/p/638068

Смотрите старые фотографии: Интерьеры собора Рождества Христова. 1913 год: https://pastvu.com/p/6585

Храм-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы построен в 1908-1913 годах на пожертвования прихожан по проекту архитектора Фёдора Горностаева, а руководил строительством купец Иван Трегубов. По установившейся московской традиции высота колокольни не превышала высоты кремлёвской колокольни Ивана Великого и достигала 80 метров. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна, а внутри храм расписан в новгородском стиле XVI века. В ней предусматривались помещения для ризницы, архива и книгохранилища. Большевики конфисковали ценности, редкие книжные издания передали в Библиотеку имени Ленина, демонтировали колокола, а самый большой колокол весом в тысячу пудов был разбит. Один из старинных колоколов оказался в театре МХАТ и был возвращён на звонницу в 1990 году.

Смотрите старые фотографии: Храм-колокольня. 1914 год: https://pastvu.com/p/80556

Новые палаты (Дом причта), построенные в 1863-1866 годах вплотную к колокольне церкви святого Николая Чудотворца, представляли собой кладбищенскую контору с кабинетами, кухней и складом церковно-хозяйственных принадлежностей. На втором этаже располагалась гостиница для паломников, а в двух больших залах можно было проводить собрания или поминки. Во время Первой Мировой войны здесь размещался госпиталь для раненых воинов, а в советские годы здание приспособили под школу, затем - под жилой дом и студенческое общежитие. Новые палаты сильно пострадали во время пожара и были восстановлены из руин. В настоящее время здание обустроено для пребывания митрополита и проведения соборов Рогожской общины и Митрополии.

Больничные палаты возведены в 1909 году на средства Феодосии Морозовой в память об умершем сыне Сергее Морозове по проекту архитектора Василия Борина. Лечебница была оснащена современным оборудованием, включая один из первых в Москве холодильников, и укомплектована квалифицированными медиками. На первом этаже находились сени, аптека, гардеробная и зал ожидания, а на втором - лечебные палаты и процедурные. В советское время в здании размещалась стоматологическая поликлиника, а после возвращения Церкви в нём начались ремонтные работы.

Певчие палаты представляют собой здание XIX века, перестроенное в 1913 году. В палатах были оборудованы квартиры на 20 семей для проживания певчих и священнослужителей.

Смотрите старые фотографии: Здание часовни при церкви Рождества Христова. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/1054818 В часовне XIX века в советское время располагался склад и домоуправление, ныне здесь - резиденция старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси.

Поклонный крест старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, герою Отечественной войны Матвею Платову. Прославленный атаман посетил Рогожский некрополь и оставил в дар свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы. На поклонном кресте высечена надпись: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложится вам».

Неподалёку от поклонного креста находилось здание женских келий XIX века. Большой дом был разделён на множество помещений - жилых комнат, трапезных, моленных с лабиринтом внутренних переходов, светёлок, чуланов, подклетов.

Дом Акимова - под историческое здание закамуфлирована современная распределительная подстанция

Служебные постройки с конюшнями (гаражом), трапезная и бухгалтерия Рогожской общины

Богаделенный дом владельца шерсто-бумагопрядильной фабрики, купца Якова Белова был построен во второй половине XIX века, использовался при советской власти в качестве начальной школы и Дома малютки для детей-отказников, а сейчас в нём ведутся реставрационно-ремонтные работы.

Богадельня Бугровых построена во второй половине XIX века, в настоящее время здесь находится старообрядческое Духовное училище.

Бани Рогожской слободы использовались по прямому назначению с конца XIX века и до 1960-х годов. По субботам и перед большими праздниками жители слободы целыми семьями ходили в баню, а после собирались на послебанное чаепитие за медным самоваром. Во второй половине ХХ века в банях разместилась зеркальная мастерская, а после возвращения Церкви - старообрядческая трапезная, продуктовая, книжная и казачья лавки. Трапезная открылась в 2010 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия. По домашним старинным рецептам здесь готовят щи, кашу, пироги, сладости и прочую снедь. В лавке представлены изделия народных промыслов и предметы быта, посуда, рушники, деревянная игрушка, традиционная одежда: сарафаны, косоворотки, платки, папахи, пояса.

В восточной части Рогожского посёлка расположены два пруда с узким проливом, которые прежде были проточными и наполнялись родниковой водой. В советский период пруды полностью засыпали и на этом участке обустроили стадион. Пруды и три моста вновь появились в посёлке уже в наши дни.

Беседка-Иордань

Смотрите старые фотографии: Иордань Рогожской старообрядческой общины. 1933 год: https://pastvu.com/p/17598

Шатровая Водосвятная часовня над колодцем

Подъёмная улица, 2 - здание Старообрядческого богословско-учительского института на Подъёмной улице сооружено в 1915 году по проекту архитектора Фёдора Ганешина. Основанный в 1911 году институт являлся средним образовательным учреждениям и приравнивался к гимназии. Выпускники института получали специальность учителя и право продолжить образование в высших учебных заведениях. В четырёх классах обучались 90 учеников, которым преподавали теологические дисциплины, математику, физику, географию и другие науки. Весь советский период в бывшем институте размещались различные образовательные учреждения, пока в 2008 году средняя школа № 459 не была выведена в связи с отсутствием капитального ремонта старого здания. С тех пор дом пустует.

Подъёмная улица, 3 - на окраине посёлка в 1964-1965 годах в ряд выстроились три кирпичных пятиэтажки серии I-511.

Подъёмная улица, 9 - дворец культуры Московского завода автоматических линий имени 50-летия СССР (1975, архитектор В.Алепов, инженер И.Герасимов). В наши дни фасад отделан сайдингом, демонтирована скульптурная композиция, а здание занимает кинопроизводственный комплекс R-STUDIOS, предоставляющий услуги для производства кинофильмов и сериалов, музыкальных клипов и рекламных роликов.

Смотрите старые фотографии: Фойе ДК Завода автоматических линий имени 50-летия СССР. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/153760

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.