evgechesnokov

Categories:

Бабий городок и парк «Музеон»

18 октября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»

Бабий городок - не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы - между Крымской набережной и Большой Якиманкой. Слово «городок» напоминает об огороженных укреплениях, а вот с «бабами» всё непросто. Как вариант, берег Москвы-реки укрепляли сваями, вбивавшимися в землю при помощи баб - подвесных молотов, но есть версии, что здесь татары выбирали себе пленниц, а историк Василий Татищев озвучил легенду, что в 1382 году женщины, которых не устраивала участь полонянок, заманили в городок и убили полсотни татарских воинов. Сложившиеся позднее жилые и промышленные кварталы Бабьего городка были снесены в 1960-1970-е годы в связи с постройкой здания ЦДХ и Третьяковки, а при Лужкове на пустыре обустроили Музей скульптур, известный сейчас как Парк искусств «Музеон».

Ещё в XIX веке в Российской империи сложилась традиция проведения масштабных мануфактурных выставок, которые не раз проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, а самый крупный съезд промышленников состоялся в 1896 году в Нижнем Новгороде. Советская власть сразу же решила показать, что пришла всерьёз и надолго, устроив в 1923 году Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Владимир Ленин придавал большое значение этому смотру достижений науки и техники, а проектировали павильоны талантливые архитекторы Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Иван Жолтовский, Константин Мельников, Владимир Щуко и другие.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильоны Германии и США. 1923 год: https://pastvu.com/p/8854

Местом проведения выставки были выбраны Воробьёвы горы - основная экспозиция развернулась на территории нынешнего Парка Горького (прежде там были огороды и свалки), а иностранный сектор разместился в окрестностях Бабьего городка. Здесь были построены Главный и Административный павильоны Иностранного отдела, павильоны Русско-германской торговли, германских сельскохозяйственных фирм, фирмы «Юнкерс Дессау», павильоны Италии и Афганистана, а также стадион, на котором и спустя много лет после закрытия выставки занимались физкультурники.

Всероссийская кустарно-промышленная выставка стала важной вехой для признания молодой Советской республики мировым сообществом, но она была временной и позднее оказалась в тени ещё более масштабного проекта - Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее - ВДНХ СССР). После разборки павильонов вокруг стадиона до 1970-х годов сохранялись кварталы Бабьего городка с улицами и переулками, Бабьегородским колхозным рынком, школой, дровяным складом, гаражным комплексом 1-го таксомоторного парка, фабрикой «Пролетарий», заводом Мосреморгтехника.

Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич с участниками акции по пристройству собак из приюта (2012). Позднее Крымская набережная стала пешеходной.
Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич с участниками акции по пристройству собак из приюта (2012). Позднее Крымская набережная стала пешеходной.

Вид на Крымскую набережную и Бабий городок. 1926-1927 гг.: https://pastvu.com/p/634520

Крымская набережная. 1939 год: https://pastvu.com/p/744557

Асфальтирование Крымской набережной. 1939 год: https://pastvu.com/p/744622

Бабьегородский колхозный рынок. 1932 год: https://pastvu.com/p/7008

Современный вид, точка приблизительная - рынок находился левее, чуть ближе к набережной.
Современный вид, точка приблизительная - рынок находился левее, чуть ближе к набережной.

Первые сносы построек Бабьего городка были связаны с началом возведения комплекса «ЦДХ-Третьяковская галерея». Комплекс стал одним из самых известных московских долгостроев: от возникшей в 1956 году идеи до ввода в эксплуатацию всего здания в 1986 году прошло ровно тридцать лет. Прилегающие территории были окончательно освобождены от оставшихся старых зданий в преддверии Олимпиады-80.

К этому времени уже открылся Центральный дом художника и на пустыре вокруг картинной галереи живописцы высадили деревья и начали обустраивать сквер - будущий «Музеон».

На память о Бабьем городке остались названия переулков - 1-й Бабьегородский и 2-й Бабьегородский (закрыт для проезда и прохода). В окрестностях выросли многоэтажные новостройки и от прежних времён мало что сохранилось.

Бабий городок. Земский переулок, 14. 1948 год: https://pastvu.com/p/163226

Бабий городок. Земский переулок, 15. 1948 год: https://pastvu.com/p/163229

Пётр I и другие исторические персонажи выстроились на парковых аллеях на месте рабочих общежитий.

Мароновский переулок, 26 - доходный дом (говорят, что до революции здесь размещался бордель), в советские годы - проектный институт ГИПРОНИИ АН СССР, сейчас - Государственный академический университет гуманитарных наук.

Мароновский переулок, 1 - здание напоминает новостройку на старом фундаменте, в нём размещается Приходской дом при храме Марона Пустынника Сирийского с воскресной школой, молодёжным клубом и курсами церковного пения.

Мароновский переулок, 1с1 - реконструированная трансформаторная подстанция (1997)

1-й Голутвинский переулок, 14 - храм Николая Чудотворца в Голутвине построен в 1687-1692 годах, в советские годы храм был закрыт, иконы переданы в запасники Третьяковской галереи, колокольня разрушена, купола демонтированы. В 1992 году храм был передан верующим и начались работы по его реставрации и возведению колокольни.

Церковь Николая Чудотворца с колокольней и домом причта. 1895-1920 гг.: https://pastvu.com/p/23143

1-й Голутвинский переулок. Церковь Николая Чудотворца. 1954 год: https://pastvu.com/p/870970

1-й Голутвинский переулок, 14с2 - дом причта Никольского храма восстановлен по старым фотографиям.

3-й Голутвинский переулок, 8с1 - жилой дом начала XIX века примечателен тем, что в нём жил знаменитый артист Малого театра Михаил Щепкин, а в 1829 году дом приобрели не менее знаменитые купцы Рябушинские. В 1895 году они подарили свой дом Императорскому Человеколюбивому обществу, которое открыло в нём убежище для вдов и сирот купеческого и мещанского сословий.

Дом Рябушинских в Голутвинском переулке. 1920-1925 гг.: https://pastvu.com/p/46982

Народная столовая Рябушинского. 1900-1913 гг.: https://pastvu.com/p/73990

Мароновский переулок, 16с1 - в 1795 году дом был приобретён московским купцом Захаром Третьяковым и здесь родились его внуки, прославившие фамилию на всю Россию - Павел и Сергей Третьяковы, будущие основатели Третьяковской галереи. Впоследствии дом не раз перестраивался, квартиры сдавались внаём, до 1971 года в нём жили люди. В 1978 году было принято решение отреставрировать историческое здание и открыть мемориальную экспозицию, посвященную Павлу Третьякову, увы, эти планы не осуществились из-за отсутствия финансирования. Сейчас в усадьбе Третьяковых ведутся восстановительные работы, но складывается впечатление, что это будет евроремонт под размещение офисов (деревянный второй этаж уже обшит сайдингом, а оконные рамы первого этажа заменены на стеклопакеты).

В 1991 году одновременно с крахом советской эпохи оказались повержены и многочисленные памятники - символы СССР. С московских улиц и площадей на Крымскую набережную стали свозить статуи Ленина и Дзержинского, Горького и Свердлова, монументальные изображения рабочих и колхозниц. Авторами многих демонтированных скульптур были крупные мастера Евгений Вучетич, Вера Мухина, Сергей Меркуров, чьё наследие заслуживало сохранения для истории. Уже в январе 1992 года мэр Юрий Лужков подписал постановление о создании Музея скульптуры под открытым небом.

Концепция музея подразумевала не только сохранение наследия советского периода, но и выставки работ современных скульптуров. Сейчас в Парке искусств «Музеон» представлены несколько сотен произведений монументального искусства из камня, металла и дерева. 

Среди самых старых скульптур - памятник Иосифу Сталину, созданный Сергеем Меркуровым в 1939 году и стоявший в Измайловском парке.
Среди самых старых скульптур - памятник Иосифу Сталину, созданный Сергеем Меркуровым в 1939 году и стоявший в Измайловском парке.

Памятники Феликсу Дзержинскому, Якову Свердлову, Михаилу Калинину были установлены на центральных улицах и площадях Москвы.

Работа одного из самых известных советских монументалистов Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» находилась во дворе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Работа одного из самых известных советских монументалистов Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» находилась во дворе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Музыканты оркестра Мосбрасс позируют на постаментах, которые занимали незаконно установленные бюсты бизнесменов. Цена такого портрета на «Аллее меценатов» составляла около миллиона рублей, но простояли бюсты недолго - в 2011 году проверка показала незаконность установки прижизненных памятников. 

На благоустроенной набережной Москвы-реки открыт вернисаж уличных художников, в парке проходят музыкальные и театральные фестивали, выставки ландшафтного дизайна, открыты летний кинотеатр «Пионер» и павильон «Школа» для лекций на темы архитектуры, искусства и музыки.

Джейс Эверетт
Джейс Эверетт

Участниками концертов и фестивалей в Парке искусств «Музеон» становились известные медийные персоны. На фото: певец Джейс Эверетт, комедийная актриса Елена Борщёва, музыкальный критик Артемий Троицкий, художник Олег Кулик, поэты Вася Обломов и Вера Полозкова.

Елена Борщева
Елена Борщева
Артемий Троицкий
Артемий Троицкий
Олег Кулик
Олег Кулик
Вася Обломов
Вася Обломов
Вера Полозкова
Вера Полозкова


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.