evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Шоссе Энтузиастов и парадные сталинки

23 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 354. Шоссе Энтузиастов и парадные сталинки

Чем ближе к городской окраине - тем воздух чище (вдоль шоссе Энтузиастов раскинулась лесопарковая зона - Измайловский парк и Терлецкая дубрава), а промышленных предприятий меньше. Индустрия здесь собрана в промзону № 54 «Прожектор» в окрестностях Московской Окружной железной дороги и чётко отделена от спальных районов 1-й Владимирской улицей. Жилая застройка района самая разная - есть и несколько солидных сталинок, и интересные примеры реновации пятиэтажек без сноса устаревших зданий.

00. Шоссе Энтузиастов. д29. 18.08.17.02. Рабочий..jpg
Памятник «Рабочий» установлен в 1970 году на пересечении шоссе Энтузиастов и проспекта Будённого (скульптор Г.Нерода)


Смотрите старые фотографии. Шоссе Энтузиастов. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/94298

07В. Шоссе Энтузиастов. трамваи. 24.09.16.02..jpg

Шоссе Энтузиастов пересекается с Московской Окружной железной дорогой, построенной к 1908 году, чтобы разгрузить московские вокзалы. С открытием МОЖД товары и грузы стали доставляться на заводы не транзитом через центр, а непосредственно на территорию по подъездным железнодорожным путям. Это стальное кольцо способствовало расширению промышленной зоны и эксплуатировалось на протяжении всего советского периода.

Московская Окружная железная дорога обладала огромной инфраструктурой - вокзалы, депо, мастерские, продовольственные пункты, казармы, посты централизованного управления стрелками, водоёмные здания, дома для сотрудников дороги десяти типов и ещё немало служебных объектов. Выполняя высочайшее указание императора «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», власти засуетились и привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.Рашевский, А.Померанцев, Н.Марковников, И.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания были выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях.

Пришли иные времена, на месте заводов возводятся жилые комплексы и грузоперевозки уступили место пассажирскому сообщению. Чтобы по Московскому центральному кольцу полетели «Ласточки», потребовалась электрификация дороги и реконструкция путепроводов.

10. МЦК. Шоссе Энтузиастов. 10.10.16.01..jpg
Вблизи шоссе Энтузиастов находится одноимённая станция МЦК, которая открылась 10 сентября 2016 года, в день запуска пассажирского движения по кольцу.

Несмотря на сносы многих обветшавших за сотню лет построек, архитектурный ансамбль кольца, в основном, сохранился и к открытию МЦК оставшиеся здания были отреставрированы и свежевыкрашены. Не обошлось и без странностей. В 2012 году старинные казармы железнодорожных служащих не стали непреодолимым препятствием для прокладки автомобильной магистрали и были снесены, однако по какой-то причине воссозданы на новом месте, чуть левее вокзала исторической станции МОЖД «Лефортово».

Смотрите старые фотографии. Казармы служащих Окружной железной дороги у Владимирского шоссе. 1907 год: https://pastvu.com/p/10267

09. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.03..jpg
А это новодел-копия казармы

03. Шоссе Энтузиастов. д36. 06.10.16.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 36 - Главное здание Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института (ВНИГНИ) построено в 1949 году по проекту братьев Леонида и Виктора Весниных.

04. Шоссе Энтузиастов. д36. 06.10.16.02..jpg

05. Шоссе Энтузиастов. д42с1. 24.09.16.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 42 - украшенное лепниной здание было построено для одного из НИИ, подпадавших в советские годы под категорию «почтовых ящиков». Сейчас здание занимает Федеральная таможенная служба. На шоссе Энтузиастов промышленные предприятия чередовались с подобными научно-исследовательскими институтами, которые работали на важнейшие отрасли народного хозяйства и оборону страны. В одном из них был получен первый в СССР графит для ядерных реакторов, в другом создавалась бортовая аппаратура космических станций, в третьем - корабельные системы управления стрельбой, в четвёртом разрабатывались новые технологии изготовления электрокерамики, а сейчас институтские корпуса сдаются в аренду под офисы и торговлю или передаются другим ведомствам.

06. Шоссе Энтузиастов. д42с1. 24.09.16.03..jpg

Смотрите старые фотографии. Авария на газовой магистрали. 1987 год: https://pastvu.com/p/17232 Как раз возле этих зданий в январе 1987 года произошла авария на газовой магистрали. Городские службы не реагировали на сообщения прохожих о сильном запахе газа, а к вечеру прогремел взрыв, погибли люди. По другой версии, причиной взрыва стало локальное землетрясение.

11. Метро. Шоссе Энтузиастов. 19.08.17.01...jpg

Как упоминалось ранее, шоссе Энтузиастов получило своё название в 1919 году в честь революционеров и политических заключённых, которые направлялись в сибирскую ссылку по Владимирскому тракту. Архитекторы станции метро «Шоссе Энтузиастов» вспомнили эту историю и посвятили оформление зала теме борьбы за свободу. В западном торце установлена скульптурная композиция «Пламя свободы» (автор Андрей Кузнецов) - каменные руки, разрывающие оковы. Прогулявшись по станции, пассажиры могут освежить в памяти некоторые события истории Российской империи - крестьянские бунты и восстание декабристов.

12. Метро. Шоссе Энтузиастов. 19.08.17.02..jpg

13. Метро. Шоссе Энтузиастов. 19.08.17.03..jpg

14. Метро. Шоссе Энтузиастов. 19.08.17.04..jpg

15. Метро. Шоссе Энтузиастов. 19.08.17.05..jpg

17. Владимирский пруд. 10.10.16.01..jpg
В советские годы участок возле МОЖД был плотно застроен заводами, фабриками и зданиями НИИ, среди которых внезапно обнаруживается довольно большой Владимирский пруд. Этот водоём встречается на картах ещё XVIII века, позднее назывался прудом Хлудова, а сейчас за продолговатую форму прозван местными жителями «Огурцом».

18. Шоссе Энтузиастов. пруд Огурец. 18.08.17.01..jpg

16. Ш.Энтузиастов 31. Электрод. 10.10.16.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 31 - Московский Электродный завод, первенец отечественной электродной промышленности, построен в 1933 году. Вот что пишет о главном здании справочник «Архитектура авангарда»: «Архитектор неизвестен. Протяженное промышленное здание с динамичной композицией уличного фасада, с закруглённой четырехэтажной угловой частью. Контраст ленточных окон цилиндрической части с вертикальными окнами лестничных клеток подчёркнут горизонтальными поясками и аттиком. Основной корпус, тянущийся вдоль улицы, - трехэтажный, с окнами, горизонтальность которых акцентирована поясками».

Завод является одним из старейших предприятий Москвы и производит более сорока марок электродов для сварки всех основных и ряда специализированных марок сталей и сплавов. Выпускаемая им продукция используется предприятиями энергетики, нефтегазоперерабатывающими комплексами, в химической и пищевой промышленности, металлургии и машиностроении. По мнению местных жителей, именно этот завод насыщает атмосферу района индустриальными ароматами.

16. Электродный проезд. д16. 18.08.17.01...jpg
Электродный проезд, 16 - административное здание (1933)

07А. Шоссе Энтузиастов. д46. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 46 строение 1 - административное здание (1939)

07Б. Шоссе Энтузиастов. д46. 18.08.17.02..jpg

19. Шоссе Энтузиастов. д48. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 48 - жилой дом для профессуры построен в 1940 году по проекту Алексея Щусева

21. Шоссе Энтузиастов. д50Б. 19.08.17.02..jpg
Шоссе Энтузиастов, 50Б - ныне заброшенное здание, построенное в 1952 году для детского сада завода «Салют»

22. Шоссе Энтузиастов. д54. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 54 - типовое школьное здание первой половины 1930-х годов (архитектор Д.Фридман)

23. Шоссе Энтузиастов. д56. Прожектор. 19.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 56 строение 32 - административно-производственный корпус завода «Прожектор» (1963). Вокруг завода сложилась Промзона № 54, в постсоветские годы пришедшая в упадок и перестраиваемая под офисы. На соседних улицах Московский прожекторный завод построил для своих сотрудников несколько жилых домов, детские сады, дворец культуры.

Смотрите старые фотографии. Дворец культуры «Прожектор». 1972-1974 гг.: https://pastvu.com/p/34525

25. 1я Владимирская ул. Прожектор. 10.10.16.02..jpg
1-я Владимирская улица, 10Б - Дворец культуры «Прожектор» с концертным залом на 900 мест, помещениями для кружков и спортивных секций построен в 1972 году.

24. 1я Владимирская ул. д10Б. ДК Прожектор. 18.08.17.02..jpg

26. 1я Владимирская ул. Прожектор. 10.10.16.04..jpg

27. 1я Владимирская ул. д8. 18.08.17.01..jpg
1-я Владимирская улица, 8 - жилой дом (1955)

28. 1я Владимирская улица. д4. 18.08.17.01...jpg

28. Осень. 1я Владимирская ул. д6. 10.10.16.01..jpg

32. 1я Владимирская ул. д11. Олег Кошевой. 18.08.17.01..jpg
Памятник молодогвардейцу Олегу Кошевому установлен в школьном дворе

30. 2я Владимирская ул. д8к1. 18.08.17.02..jpg
На 2-й Владимирской улице три дома 1951-1952 годов постройки реконструированы в эстетике конструктивизма и ещё три корпуса построены заново на месте снесённых пятиэтажек. Получились стильные здания с элитными квартирами. Увы, переселенцам из «хрущёвок» ничего подобного не светит - грядущая массовая реновация пойдёт по пути уплотнительной застройки многоэтажными «человейниками».

31. 1я Владимирская ул. д3. 18.08.17.02..jpg

29. 2я Владимирская ул. граффити. 18.08.17.01..jpg

Смотрите старые фотографии. Шоссе Энтузиастов, 60. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/1224 В двадцатые-тридцатые годы при строительстве домов использовались деревянные перекрытия. Внешне здание выглядит основательно, но несущие конструкции по прошествии нескольких десятилетий приходят в негодность и этот дом (1936, архитекторы Г.Гурьев-Гуревич, А.Зальцман) снесли зимой 1976-1977. На его месте сейчас обычная кирпичная двенадцатиэтажка.

40А. Ш.Энтузиастов. д60к1. 10.10.16.01..jpg

40Б. Шоссе Энтузиастов. д66. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 66 - жилой дом (1938)

Смотрите старые фотографии. Конно-спортивная школа «Буревестник» (ныне «Измайлово»). 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/5964

Жаль, что в постсоветские годы пришли в упадок многие исторические объекты Измайловского парка, но конноспортивная школа, основанная ещё до войны, пережила экономические катаклизмы девяностых и по-прежнему округу оглашает лошадиное ржание.

41. Измайловский парк. Конюшня. 19.07.15.08..jpg
Электродный проезд, 11 - Конноспортивный комплекс «Измайлово» основан по инициативе знаменитого кавалериста Гражданской войны, маршала Семёна Будённого. В окрестностях располагался Военный городок (городок Осоавиахима) со спортивной площадкой, парашютной вышкой и камерой окуривания для работы в противогазах. Конноспортивная школа была построена в 1935 году по проекту М.Коржевой и М.Прохоровой, создавших и многие другие измайловские объекты. Конюшня была рассчитана на 40 лошадей, по соседству располагалось поле с трибунами и сарай для фуража. В 1948-1953 годах архитектор Б.Аверинцев построил новую конюшню на 70 кономест и крытый манеж. Скульптуру лошади возле входа в манеж выполнил Э.Гиляров.

42. Измайловский парк. Конюшня. 19.07.15.01..jpg

49. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.06..jpg

50. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.07..jpg

Смотрите старые фотографии. Площадка для конкура и центральная ложа. 1985 год: https://pastvu.com/p/229134

43. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.05..jpg

44. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.03..jpg

45. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.04..jpg

46. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.10..jpg

47. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.11..jpg

48. Шоссе Энтузиастов. д31Д. КСК. 18.08.17.13..jpg

52. Шоссе Энтузиастов. стадион Авангард. 18.08.17.03..jpg
Шоссе Энтузиастов, 33 - стадион «Авангард», ныне Центральный спортивный клуб МЧС России. Стадион «Авангард» с футбольным полем и трибунами, спортивным залом, открытыми баскетбольной и волейбольной площадками построен в 1954 году.

Смотрите старые фотографии. Площадь перед стадионом «Авангард». 1950-1954 гг.: https://pastvu.com/p/212283

Спортзал стадиона «Авангард». 1956 год: https://pastvu.com/p/157540


54. Ш.Энтузиастов. стадион Авангард. 10.10.16.05..jpg

55. Ш.Энтузиастов. стадион Авангард. 10.10.16.08..jpg

56. Ш.Энтузиастов. стадион Авангард. 10.10.16.07..jpg

58. Шоссе Энтузиастов. стадион Авангард. 18.08.17.02..jpg

Смотрите старые фотографии. Кинотеатр «Слава». 1957 год: https://pastvu.com/p/91451

Шоссе Энтузиастов, 58 - кинотеатр «Слава», возведённый в 1952-1957 годах по проекту И.Жолтовского (аналогичные работы архитектора - кинотеатры «Буревестник» и «Победа»). В девяностые годы кинопрокат не был готов конкурировать с видеосалонами и оказался в кризисе. «Слава» превратилась в культурно-развлекательный центр с боулингом, бильярдом, караоке, рестораном, однако со временем городские власти предприняли попытку вернуть сдаваемый в аренду кинотеатр. Итогом тяжбы стал поджог здания неизвестными лицами. С февраля 2007 года минуло больше десяти лет, но выявленный объект культурного наследия по-прежнему пребывает в плачевном состоянии. Фотогалерея после пожара: http://urban3p.ru/object2614/gallery/

Смотрите старые фотографии. Фойе кинотеатра «Слава». 1956 год: https://pastvu.com/p/91452 Просто нет слов - по интерьерам кинотеатр на рабочей окраине напоминает царский дворец. Добавьте к этому буфет с достойным ассортиментом, аквариум, тир с пневматикой...

35. Осень. Ш.Энтузиастов 58. Кино Слава. 10.10.16.02..jpg

37. Ш.Энтузиастов 58. Кино Слава. 10.10.16.08..jpg

37. Шоссе Энтузиастов. д58. кино Слава. 18.08.17.01..jpg

38. Ш.Энтузиастов 58. Кино Слава. 10.10.16.10..jpg

59. Шоссе Энтузиастов. д74. 18.08.17.03..jpg
Шоссе Энтузиастов, 74 - жилой дом (1958)

Завершить прогулку из Рогожки в Перово можно двумя элегантными сталинками, построенными уже после смерти усатого вождя, но ещё до начала хрущёвской борьбы с архитектурными излишествами. В Москве есть несколько магазинов, по каким-то причинам обходившихся без евроремонта и сохранивших советские интерьеры, и один из них - «Спорт» - находится на шоссе Энтузиастов.

60. Шоссе Энтузиастов. д74. спорт. 18.08.17.03..jpg

61. Шоссе Энтузиастов. д74. спорт. 18.08.17.02..jpg

62. Шоссе Энтузиастов. д74. спорт. 18.08.17.04..jpg

63. Шоссе Энтузиастов. д74. 18.08.17.02..jpg

65. Шоссе Энтузиастов. д76. 18.08.17.03..jpg
Шоссе Энтузиастов, 76 - жилой дом (1958)

66. Шоссе Энтузиастов. люк. 18.08.17.01..jpg
В городе немало довоенных крышек люков Народного комиссариата связи, но такие - с рисунком в клеточку и точками в аббревиатуре Н.К.С. - замечены только на ВДНХ и шоссе Энтузиастов, которое дальше идёт через лесопарк и современные жилые кварталы до МКАД, за чертой города тянется до Балашихи и там переходит в Горьковское шоссе.

67. Шоссе Энтузиастов. 18.08.17.01..jpg

Tags: Город на память, шоссе Энтузиастов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments